Lorien (lorien22) wrote,
Lorien
lorien22

Category:

Стиг Ларссон - Девушка с татуировкой дракона

Поддавшись общей моде (со мной такое случается примерно раз в год-два) решил прочитать "Девушку с татуировкой дракона", Стига Ларссона, на самом деле более соблазнившись судьбой и биографией автора, чем восторженными откликами быдло-масс.



Честно говоря, детективы я читаю редко, поэтому не разбираюсь в особенностях жанра. Может и стыдно для литератора упускать эту, в общем немаловажную и уж точно прибыльную отрасль в литературе, но так уж сложилось. Поэтому сравнить детектив Ларссона я могу только с другим автором, которого тоже прочитал, поддавшись моде – Дэном Брауном.
 

К сожалению "Девушка…" проигрывает даже по отношению к "Коду да Винчи". По мере чтения меня все больше охватывало недоумение по поводу истерии (иначе и не назовешь), возникшей вокруг книжки шведского автора. 

Опять-таки, я не эксперт в детективах, но традиционная фабула сохраняется – происходит убийство, его надо разгадать, и со временем, естественно, это убийство из события точечного масштаба превращается в событие глобальное, охватывающее от всей страны до всей вселенной. 

Про саму книгу сказать практически нечего. В отличие от заверений восторженных читателей, утверждающих, что "книга захватывает с первого мгновения", я продирался через первые страниц 150-200 с большим трудом, а я читал в своей жизни такие книги как "Сага о Форсайтах" и "Семья Тибо", что говорит о том, что терпения у меня хватает. Это в отличие от книжек Брауна, который ломит напролом, но его книжки таки да, к стыду, захватывают. 

Да и продолжение книжки, в сущности, меня не захватило – дочитывал скорее из принципа, дабы составить объективное суждение. Сюжет развивается медленно и абсолютно предсказуемо. Автор вводит в действие слишком мало героев, для того чтобы  читатель мог действительно теряться в догадках, что именно произошло. На роль "убийцы" могут претендовать от силы два-три человека. Событий в книге от силы штук пять. 

Отдельно о героях. Персонажи в детективах обычно выпуклые, и от них, конечно, не ожидается особенного психологизма, но главные лица "Девушки…" вообще напрочь сносят мозг.  

Главный герой книги журналист Микаэль Блумквист вызвал у меня в лучшем случае жуткий комплекс собственной неполноценности. Как и во всех книгах (смотри Дэн Браун) архетип понятен – мужчина средних лет, пользующейся мега-популярностью у женщин (Эрго – Роберт Лэнгдон). Тут этот архетип перешагнул все мыслимые границы. Микаэль Блумквист описывается как чувак "крайне высоких моральных устоев и честности", но при этом переспавший минимум с тысячей женщин. Причем все эти женщины (возрастом от 15 до 80 лет) накидываются на него мгновенно, и уже через три минуты после знакомства тащат его в постель, а через месяц безумно и до самоубийства влюбляются. Сам же честный рубаха парень гордо и стоически отстаивает свою холостяцкую жизнь и продолжает, пока женщины терзаются в диких муках, пердолить все, что движется. Могу только позавидовать. 

Главная героиня – Лисбет Саландер - менее типичный персонаж, но все как-то уж слишком неправдиво. А-социальная псих-больная чувиха, не закончившая даже три класса в школе, оказывается лучшим хакером в мире и первоклассным сыщиком с фотографической памятью и феноменальными мозгами. Пол-книжки она пытается раздобыть денег и отмазаться от опекающего ее адвоката-насильника, а потом оказывается, что ей ничего не стоит взломать любой комп и банковский счет, и украсть миллиард долларов. Особенно отмечу, конечно, тот факт, что вся а-социальность Лисбет и ее ненависть к окружающему миру моментально рассыпается на осколки, как только она встречает Блумквиста. 

Насчет развязки книги также хочется просто сказать: не верю. Я уже давно привык, что жизнь оказывается невероятней любой сказки, но не верю. Не верю, что человек, 30 лет управлявший мега-концерном и мультимиллиардными капиталами, оказывается вдруг садистом исерийным убийцей, вдобавок насиловавшим отца, родную сестру и сотни подобранных на улице женщин. Всякие психи, конечно в мире бывают, и в Швеции их, похоже, больше чем обычно, но уж это нелогично. Как и около 200 убийств за 40 лет, ни одно из которых не оставило ни единственной улики и желания у кого-либо расследовать эти инциденты. 

Атмосферы как таковой тоже нет. Не чувствуется ни столь полюбившийся мне Стокгольм, ни маленькие шведские местечки, ничего. Общей какой-то сферы тоже нет. Даже у Брауна Рим вполне реален. А тут – ничего. 

Единственный плюс выходит за рамки детектива и поэтому, похоже, и вызывает интерес. Как всегда, это любовный треугольник, вопрос над которым зависает в конце книги. Тут уже что-то похожее на человеческие отношения, хоть и очень искусственные и неправдоподобные. А меня всегда интересовали человеческие отношения. Поэтому хоть и скрипя зубами, но я буду читать вторую книжку в этой серии.

Subscribe

  • Греция 2.0 - Ханья

    Продолжаем использовать приоткрывшееся окно в мир (а точнее в Грецию). После выходных на Родосе мы решили на этот раз посетить остров Крит, и…

  • День Рождения

    41. Как быстро летит время...

  • Родос - любимые моменты

    Израиль потихоньку отходит от Коронавируса, и с возвращением в привычный мир, начинают возвращаться и путешествия. Мы решили воспользоваться…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment