Lorien (lorien22) wrote,
Lorien
lorien22

Category:

Иэн Макьюэн - пресс-конфренция, и размышления о литературе

Был сегодня на пресс-конференции с лауреатом Иерусалимской премии по литературе за 2011 год - писателем из Великобритании Иэном Макьюэном.



Естественно, без политики не обошлось. Как только стало известно, что Макьюэну присудили премию, разразился скандал, и всякие разные про-палестинские организации обратились к писателю с требованием никуда не ехать, и вообще Израиль бойкотировать. Макьюэн их весьма спокойно проигнорировал, за что ему респект и уважуха.



Первый вопрос, заданный журналистской из Гардиан, был именно на эту тему - как осмелился Макьюэн приехать в Израиль (очень хотелось ее спросить, какого хера она сама сюда приперлась, и кто ее сюда звал). Макьюэн в ответ отметил, что это очень грустно, когда политика начинает затрагивать каждый маленький и самый личный аспект жизни частного человека. "Я приехал, потому что меня пригласил Давид Гроссман, и мне вручили престижную премию. Это большая честь", - сказал британский писатель, и на этом, слава богу, политическая часть вечера (а точнее утра) закончилась.



По словам Макьюэна, из его книжек ему самому больше всего нравится "Искупление", потому именно в этом романе ему лучше всего удалось выписать характеры персонажей. Насчет пристрастий в израильской литературе Иэн не удивил, выделив всем знакомый триумвират - Гроссман - Амос Оз - А.Б. Йегошуа, особо отметив последний роман Гроссмана. На вопрос о наиболее повлиявших на него писателей, Макьюэн глубокомысленно заметил, что обычно это те писатели, которых ты никогда не читал.



Я лично спросил Макьюэна, каковым ему кажется будущее литературы, но очевидно вопрос был слишком общий, и удовлетворившего меня ответа я не получил. Если немного расширить эту тему, то на встрече с Этгаром Керетом и Ронит Маталон, о которой я когда-то писал в "Вестях", был поднят важный  вопрос, волнующий уже не одно поколение писателей, философов и вообще людей - "Куда?". Маталон отметила, что литература в Израиле была крайне важной частью общества, и поэтому всегда затрагивала глобальные вопросы. Последним таким поколением "глобальных писателей" считается все тот-же триумвират Гроссман-Оз-Йегошуа. И только в последние годы произошел сдвиг, и литература стала чем-то более личным, своеобразной потаенной комнатой в душе писателя, где он ведет какую-то свою борьбу за то, что важно конкретно ему в данный момент. Керет на это добавил, что будучи заикой в детстве, он всегда боролся - как в жизни так и в литературе - за право заикаться.

Меня лично очень заинтересовала эта тема и сам бинарный вопрос - глобальной должна ли быть литература, или личной? В последнее поколение-два мы наблюдаем, на мой взгляд, сдвиг в сторону личного - литература, в том числе и Макьюэна, стала меньше затрагивать глобальные вопросы. Хорошо это или плохо, это уже конечно совсем другой вопрос.
 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments