Lorien (lorien22) wrote,
Lorien
lorien22

Category:

Шхунат ха-Тиква, Тель-Авив

В сущности цель моей прогулки в район Шхунат ха-Тиква в Тель-Авиве была одна: наконец-то после долгих лет забвения, в Израиле начали понимать весь масштаб личности писателя и поэта Пинхаса Садэ, и в доме, где он проживал, повесили мемориальную табличку.



О Пинхасе Садэ можно говорить много и долго. Чуть-ли не напрочь забытый долгие годы писатель, в последние годы получил статус религиозного мистика на уровне пророка, а его главное произведение - "Хаим ке-Машаль" (условно переводимое как: Жизнь как притча), считается теперь лучшей книгой современного Израиля.

О чем не поспоришь, так это о том, что Пинхас Садэ был личностью крайне интересной. Споры о ней не утихают до сих пор. И действительно - в 27 лет написать автобиографию (не рановато-ли?), да еще такую, что перевернула с земли на небо всю ивритскую литературу. Так тогда не писал никто. В книге полно философских измышлений, мистики, христианства, сексуальных похождений и оргий (все правда - Пинхас очень любил женщин, а они любили его), и самое главное - размышлений о смысле жизни, о любви, одиночестве, о попытке найти цель в том самом бездумном бытие, в котором пребывает большинство из нас.

Пинхас Садэ опубликовал еще несколько произведений - в том числе любовную переписку со страстно влюбленной в него женщиной, которая после выхода книги покончила с собой, но ни одна из них не была столь успешной и важной, как та первая - "Жизнь как притча". В те годы (конец-50-х) ею зачитывались до дыр, она меняла мировоззрения людей, ее передавали из рук в руки, ее даже запрещали. Попытка объяснить эту книгу - все равно, что объяснять Агнона или Джойса. Мне кажется, что лучше всего Пинхас Садэ говорил за самого себя:

"Если эта книга когда-нибудь выйдет в свет,я прошу читателя относиться к ней как к произведению, написанному в эпоху тьмы. Ее создатель жил среди людей, которые считали странным и чужим все то, что когда-либо казалось важным ему самому. Фальшивые знания и общественная мораль казались им превыше всего, и поэтому они никак не могли возвыситься над средним и малозначительным. Им не дано было постичь высокое и абсолютное. Для них самое важное было прозябание в материальном, пустом и циничном. Они непременно хотели быть частью расового и государственного организма, и не могли понять, что такое настоящая любовь или одиночество. Что такое поэзия, что такое гений, что такое порок или настоящее очищение. Что такое существование до Бога или что такое Бог, и как его можно познать. Они давно забыли Бога, и их даже не волновало это".

"Они черпали ответы из энциклопедий, но даже не задумывались о том, чтобы задавать вопросы. Они думали, что у них есть все, но упускали самое главное. Они боролись с Египтом внешним, но не замечали, что их давно поглотил Египет внутренний. Их души давно прогнили и отупели. Они не могли придумать часы, поэтому не понимали сущности времени. Они не понимали, что время - это вечная смерть, море без берегов. И вот в этом море есть мимолетность острова, и эту мимолетность называют жизнь человека. Этой мимолетности повелевает Бог одержать победу, которая будет превыше всего"
.

                                                                                          Пинхас Садэ, Жизнь как притча.



Вот таким был этот человек - полная антитеза всей лживой современной морали и той культуре потребления, которая уже давно охватила Израиль, да и весь мир. Его дом это прямое подтверждение сказанному выше - Садэ жил в очень бедном доме, среди простых людей. Сегодня там проживают в основном репатрианты из России - в том числе и в его квартире.  Садэ любил красивую жизнь - любил курить, любил женщин, ему нравилась его известность, но прежде всего он искал скрытый в жизни глубинный исток. И он искал его среди потрепанных кирпичных крыш, заржавелых труб, потрескавшихся домов и безликих районов, вид на которые открывался из окна у его письменного стола.



Неподалеку от дома Пинхаса Садэ расположен парк - "Парк ха-Тиква". В сущности парк, дом и рынок - вот пожалуй и все, что есть интересного в этом районе. В парке стоит также небольшой мемориальный памятник "главной израильской певице - Офре Хазе, также проживавшей в Шхуна ха-Тиква.



Зашел я и на рынок.







Должен сказать, что все эти ярлыки, которые так любят навешивать на "проблематичные" районы  возле Центральной автобусной станции - типа там страшно, опасно, грязно, ужасно и так далее - все это полнейшая туфта. За весь день, что я там ходил, ко мне один раз подошел бомж и попросил сигарету. Это максимум опасности которая мне угрожала, а я обходил все прилежащие к Шхуне улочки, и продолжал гулять, после того как стемнело.



Естественно я никого не призываю бухать ночью с африканскими нелегалами или ходить по неприглядным районам, тем более что делать там действительно особо нечего - это вам не супер-клуб дискатека. Но именно так выглядит повседневная жизнь, и Пинхас Садэ наверное сказал бы, что ее не стоит бояться или избегать, а может быть задуматься и поискать в ней то, что не видно на поверхности.
Tags: Исследуем страну, Тель-Авив
Subscribe

  • Греция 2.0 - Ханья

    Продолжаем использовать приоткрывшееся окно в мир (а точнее в Грецию). После выходных на Родосе мы решили на этот раз посетить остров Крит, и…

  • День Рождения

    41. Как быстро летит время...

  • Родос - любимые моменты

    Израиль потихоньку отходит от Коронавируса, и с возвращением в привычный мир, начинают возвращаться и путешествия. Мы решили воспользоваться…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments