Lorien (lorien22) wrote,
Lorien
lorien22

Categories:

Angelus Novus #3 - Примо Леви и Вкус солнечного цвета

Книга: Примо Леви - Человек ли это?



Фильм: Вкус солнечного цвета (режиссер Иштван Сабо)




О книге - в сущности о ней похоже уже все знают всё. Итальянский еврей Примо Леви, переживший год в Освенциме, написал одну из важнейших книг, как документально-исторического так и художественно-философского характера на тему своего пребывания в лагере смерти. В общем говорить об этом произведении - примерно тоже самое, что кидать камень в глубокий колодец. Меня вдобавок позлила "критика", охарактеризовавшая Леви как яркого представителя "итальянского нео-реализма". Такие книги не надо классифицировать, их надо просто читать. Читать, изучать, запоминать наизусть, и в надежде что-то из нее извлечь и понять. Чтобы осознать всю разницу между человеком и теми, кто ими не являются. Чтобы такое не повторилось никогда.

О фильме - Иштван Сабо - знаменитый венгерский режиссер, к сожалению известный большинству лишь благодаря гениальному "Мефисто" - снял сагу о трех поколениях одной еврейской семьи в Будапеште. Эпопея охватывает весь "прекрасный" двадцатый век (как иронизирует сам режиссер в устах своего главного героя Игнаца Зонненшайна - этот век будет веком прогресса, благородства, любви и благополучия). Хронологически действие живописует панораму от времен монархии Австро-Венгрии до венгерской революции 1956 года, попутно захватывая Первую и Вторую мировую войны, нацизм, коммунизм, революции, концлагеря, любовные драмы и все остальное, что всегда к таким фильмам прилагается.

Очень тяжело, даже имея три часа, охватить целое столетие - особенно такую сложную и противоречивую эпоху, как двадцатый век (да и любой другой, думаю, тоже). Но Сабо удается снять на удивление целостное кино, почти не провисающее. Конечно есть части лучше, есть хуже, но в целом - это мастерски сшитая лента, говорящая о том самом главном, и бьющая неподготовленного зрителя в нужное время в нужное место.

Фильм очень тяжелый, как для восприятия, так и идейно. "Нет у нас другой религии, кроме Освенцима", - говорит один из героев, прошедший (как и Леви) весь ад концлагерей. Полный крах, разочарование, потухшие глаза. "Мы должны во что-то верить, но мне это никогда не удавалось", - вторит героиня. "Нет никакого бога, и никогда не было, но как же мне его иногда не хватает". Вообще всю картину можно просто раскраивать на цитаты.

Основная, и на мой взгляд, очень правильная идея фильма - никогда, никогда, никогда и еще раз никогда не приспосабливайся под другого человека, режим, идею и т.д. Ни под кого не подстраивайся. Будь самим собой. Только так у тебя есть шанс быть кем-то, остаться Человеком (отсюда еще одна прямая параллель к книге Примо Леви). Сохранить себя можно только ощутив свободу изнутри, научившись дышать. Таким образом Сабо выходит за рамки еврейского или венгерского вопроса, критики правительства и всех остальных насущных вопросов бытия. Его волнует только идея сугубо личного достоинства. Только это, в глазах режиссера, имеет смысл.

Книга Примо Леви (который между прочим отнюдь не говорит в ней о евреях - многие упускают этот важный момент) также ставит точкой опоры свободу личности, но, как мне показалось, немного под других углом. Многие видят в итальянском писателе эскаписта, использующего и привлекающего культуру и ее творения, чтобы спрятаться от всех ужасов того ада, в котором он находится. Ведь недаром ученые придают такой вес "Канто Улисса", в котором Леви, находясь в Освенциме, вспоминает и цитирует бессмертное творение Данте. Все видят в этом попытку автора жить дальше, объявить своего рода победу над Аушвицем - поставить культуру на первое место в человечской иерархии. Я лично предпочитаю видеть в цитировании "Божетсвенной Комедии" попытку углядеть вспышку света в полной темноте, тягу к уединению. Найти для себя лично один единственный момент красоты. Попытку хоть на миг обрести свободу.

Самый сильный на мой взгляд момент в книге - после пяти дней в вагоне поезда, который везет его в Освенцим, умирающий от жажды Примо отламывает сосульку, чтобы увлажнить губы. Охранник грубо избивает его. Почему? — только и может спросить Леви — здесь никаких почему, отвечает ему охранник. Мы живем до тех пор, пока осмеливаемся задавать вопросы.

В 1987 году Примо Леви пришел в дом, где родился, поднялся на четвертый этаж, к квартире, в которой давным-давно - до ада - жил с женой и престарелой больной матерью, и бросился в лестничный пролет, покончив с собой. Работа над последней книгой закончена, рассказать ему было больше нечего. Вопросов тоже не осталось. Человек выгорел. Море, хлынув, поглотило его.

Subscribe

  • Греция 2.0 - Ханья

    Продолжаем использовать приоткрывшееся окно в мир (а точнее в Грецию). После выходных на Родосе мы решили на этот раз посетить остров Крит, и…

  • День Рождения

    41. Как быстро летит время...

  • Родос - любимые моменты

    Израиль потихоньку отходит от Коронавируса, и с возвращением в привычный мир, начинают возвращаться и путешествия. Мы решили воспользоваться…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment