Чувствую это событие заинтересовало только меня лично, так как за все пять дней фестиваля я не встретил ни одного знакомого - это в городе, где я прожил 15 лет. Но в сущности чего можно ожидать от поколения, в котором уже даже журналисты и гуманитарии не читают книг. В этом есть и плюс - буду писать спокойненько, для себя, ибо все равно никого не волнует. Итак - торжественное открытие фестиваля, и кого я там встретил.
Израильская писательница Цруйя Шалев. Пока не читал, но осуждаю (шутка). Вообще должен заметить, что к сожалению мое знакомство с израильской литературой достаточно поверхностное, и достойно всяческого осуждения. Но зато есть к чему стремиться. В последнее время прочитал "Адам, сын собаки", Каньюка и "Человек, который не прекращал спать", Аппельфельда (который кстати завоевал пару дней назад престижную британскую литпремию). Цруйю Шалев тоже намерен прочитать в будущем.
Патриарх израильской поэзии Хаим Гури. Между прочим ему 89 лет, приятно видеть его в добром здравии и еще способным посещать различные мероприятия.
Давид Гроссман также заскочил на огонек. Кстати фестиваль закрывался презентацией его новой книги "Выпавший из времени". О ней я еще расскажу.
Перейдем к иностранным писателям. Обо всем этом еще будет подробней, но в этом году "громкие" имена на фестиваль не приехали. Во-первых мирового уровня писателей, находящихся в возрасте, позволяющем передвижение по миру, осталось не так много (только за последнее время умерли Антонио Табукки, Вислава Шимборска, кстати очень любившая Израиль, и буквально на днях - Карлос Фуэнтес), а во-вторых - бойкот и давление мирового сообщества приводит к тому, что многие просто отказываются сюда ехать.
Венгерский писатель Ласло Краснахоркаи и алжирский писатель Буалем Сансаль. Не из первой шеренги звезд, но Ласло тесно работает с самый гениальным кинорежиссером Европы Белой Тарром (если еще кто-то случайно не видел "Туринскую лошадь" и любит эстетическое кино - смотреть незамедлительно), а Сансаль получил в прошлом году премию мира немецких книготорговцев (год до этого ее получил Гроссман). Алжирский писатель вообще проявил невероятную смелость - ему не объявили бойкот за визит Израиль, а просто пригрозили убить, но он все равно приехал. О Сансале еще будет отдельно.
Аргентинская писательница Клаудиа Пиньеро на фоне своих книг.
Британский писатель триллеров Том Роб Смит. В Израиле его нашумевшая трилогия о России - "Ребенок 44", Секретная речь" и "Агент №6" пользуется огромной популярностью. Недавно вышел перевод первой книги на русский язык. Интересно посмотреть, как ее примут в русских кругах.
Это мы подкрались (незаметно, как вы сами знаете кто) к Гари Штейнгарту. Штейнгарт иммигрировал в 7 лет из Ленинграда в Америку. Свою книгу он мне подписал просто: Игорь. Вошел в список двадцати самых перспективных писателей младше сорока лет. Пишет очень искрометно, с юмором, так же и относится к жизни. Обаятельная личность. Вот тут он с Трейси Шевалье - автора романа "Девушка с жемчужной сережкой".
На церемонии открытия от израильских писателей выступила Цруйя Шалев.
До открытия чуть не разразился скандал, поскольку на прошлом фестивале выступил Нир Барам, начал блеять о политике, долго выл про захваченные территории, а о литературе толком не говорил (очевидно сказать нечего). Поэтому в этом году ходили слухи, что писателей заставят представить свою речь цензорам, что с другой стороны тоже неправильно. В итоге все обошлось благополучно. Цруйя только посетовала, что когда пишешь в такой стране как Израиль, литература всегда принимает смысл, который ей и не думают придавать. "Я пишу об отношениях между мужчинами и женщинами, но все думают что скрытый контекст моих произведений - арабо-израильский конфликт", - сказала Шалев.
Ласло Краснахоркаи речь произнес умную и метафоричную, а в конце раздал писателям буквы и составил слово "мир" (peace). Коротко и ясно. Впрочем венгерский писатель и выглядит, как забытый хиппи 70-х годофф.
Речи писателей сопровождались музыкальным аккомпанентом, вполне удобоваримым, кстати.
Если я правильно понял, то девушку зовут Сиван Тальмор, и она участвовала в The Voice.
Потом я просто немного побродил, посмотрел книжки.
(Когда, когда-же выйдет шестая, седьмая, восьмая,
Послушал лекцию про мельницу Монтифьори (и об этом отдельно, там событие). Полюбовался обложкой нового Мураками.
И отправился домой готовится, в сущности, к самому фестивалю.
Всем спасибо за внимание. Если кому случайно интересно - тут отчеты о прошлом фестивале с 2010 года:
http://lorien22.livejournal.com/118263.html
http://lorien22.livejournal.com/118415.html