Lorien (lorien22) wrote,
Lorien
lorien22

Categories:

Brave

                 Анимационный фильм Brave: исчезновение мужчины-ковбоя в эпоху победившего феминизма


                                                           Brave_Teaser_Poster

Мультик «Смелая», фоном для которого служит Шотландия десятого века, рассказывает нам историю принцессы Мериды, которая посягает на самое святое в Западной культуре: будучи женщиной или девушкой (не важно) она отказывается исполнять свой долг и выходить замуж. Это решение приводит к конфликту с матерью Мериды Элинор, подписание адского пакта с ведьмой, и всяческим другим страстям-напастям. Классический казалось бы Bildungsroman, только с одной поправкой: в этом мире теперь правят женщины. Перефразируя Кормака Маккарти, «мужчинам здесь не место».


            Все в этом фильме перевернуто (естественно, таков замысел): Мерида отказывается носить женскую, обтягивающую одежду, как положено ей по статусу. Она отказывается изучать правила столового этикета. Она вечно кладет на стол свой лук, раз за разом получая насчет этого замечания от своей матери (не говоря уж о том, что женщине вообще не пристало иметь оружие). Она не смотри на мужчин, и вообще отказывается. Ей хочется быть свободной, скакать на мустанге навстречу ветру (чисто мужская должность, хорошо вписанная в традицию как Голливудских фильмов, так и литературных штампов, в которых всегда ковбои на закате скачут по необъятным прериям), стрелять на ходу из лука (естественно каждый раз попадая в яблочко – умение, достойное всяческого уважения и восхищения), взбираться на горы навстречу водопадам и так далее. Эта девушка с буйными рыжими волосами дома сидеть и готовить чечевичную похлебку не будет, не на ту напали.

            Элинор, мать Мериды, тоже не совсем «классическая» женщина. Она да пытается научить Мериду послушанию и умению приносить себя в жертву в угоду королевству (достаточно посмотреть, за кого вышла замуж сама Элинор, и всем сразу все становится понятно), но дальше мы очень быстро понимаем, что картина не так проста: на самом деле королевством управляет именно Элинор, в то время как ее муж-король способен только водку пить да по бабам ходить, шуметь-орать, драться и жрать. Это «Железная леди» в лучших ее проявлениях: Всех лордов в узде держит, все понимает и умеет, все ее слушаются и замолкают в почтении, как только она проходит рядом. Элинор мудра, красива, содержит в себе сталь, и вдобавок родила четырех детей. Покажите мне того, кто откажется от такой женщины, и я первым брошу в него камень.

            В отличие от Элинор и Мериды все мужчины в этой сказке представлены как гротеск, карикатура и пародия на самих себя. О короле – громадном туповатом мужлане-имбециле, способным правда на доброту и любовь – мы уже говорили. Он не умеет не то, что королевством управлять – он с трудом вообще понимает, что происходит. Его хватает на подраться, молотом помахать, пожрать да рассказывать сто раз одну и ту же историю, как он потерял ногу в битве с медведем.

Кандидаты на руку Мериды тоже доверия не вызывают. Это какие то низкие, кривые покореженные паадонки, один вид которых вызывает истерический и гомерический хохот. Они ничего не могут, ничего не понимают, не имеют собственного мнения – их привезли отцы, потому что так надо. Стрелять они тоже не умеют, и если попадают в цель из лука, то само собой абсолютно случайно. Сердце женщины завоевать у них нет никакого шанса. Мерида их побивает в состязании одним мановением волшебной руки.

            Единственный мужчина имеющий более или менее право таким называться – злой Морду, превращенный в медведя. Он был наказан именно за это – захотел больше силы и власти, и развалил королевство (как посмел?).

            Это даже не «смена ролей», которую так любят в «комедийных» фильмах – это полное исчезновение мужчины. Мустанг Мериды в 10 раз умнее каждого из них. В какой-то момент все мужчины замка гонятся за медведем, и три маленьких ребенка без труда обманывают их и запирают на верхней башне. Чтобы спуститься вниз, они связывают веревку из собственных брюк, и возвращаются в замок «без штанов». Надеюсь никому не надо объяснять этот символ?

            Весь конфликт, весь диалог в «Смелой» происходит между Меридой и ее матерью Элинор – мужчины не играют в нем никакой роли. Примечательно, что именно Мерида – наследница королевства, несмотря на тот факт, что у короля есть трое маленьких детей-принцев мужского пола. Мужчины в фильме только дерутся между собой, вспоминают прошлое и празднуют в подвале.

            В итоге именно Мерида создает новые традиции. В речи, которая не посрамила бы самого Цицерона, она объявляет о том, что отныне сам каждый должен искать свое счастье, и освобождает всех, в том числе и мужчин, которые тут же соглашаются с ней, и оказывается, что жениться на ней они вовсе и не хотели (наконец-то мнение появилось).

Именно Мерида вместе с Элинор и побеждают злого Медведя, который отнюдь не обижается, что его забили, а наоборот, благодарит Мериду за то, что она наконец-то сняла с него проклятие, и его душа может из чистилища наконец-то отправится дальше. Женщина освобождает мужчину в акте, несущем практически библейский облик.

            Пиксар вообще любит традицию аутсайдеров. Если в фильме «Вверх» героями были старик и совсем маленький мальчик – символы эпохи уходящей, и эпохи еще не наступившей (отсутствие взрослых налицо – но это тема для отдельного разговора), в фильме Валл-И робот-уборщик и таракан, то тут главным героем впервые выступает женщина. Это давно уже не радикально, не контроверсально и не ново (хотя честно признаться, такой критики на мужчин я еще не видел. Сняли бы этот фильм наоборот – все феминистки мира уже обвинили бы студию в сексизме, шовинизме и расизме), но вызывает много вопросов. Главный из которых: где вы, мужчины? Что стало с вами в современном обществе? Куда ушли все ковбои Дикого Запада?

            Можно рассматривать этот фильм с двух противоположных точек зрения. С одной стороны можно охарактеризовать «Смелую» как очередное продолжение литературных традиций средневековья и «Карнавала» Бахтина. На короткий момент фестиваля (два часа фильма) происходит коронация аутсайдера – в этом случае рыжеволосой красавицы Мериды - а потом все возвращается на круги своя. Привычные роли будут соблюдены. Во втором варианте – мир меняется, и это – его новое отражение. Ковбои ускакали за горизонт, и им на смену пришли «новые люди». Хорошо это или плохо – вам решать.


Subscribe

  • Греция 2.0 - Ханья

    Продолжаем использовать приоткрывшееся окно в мир (а точнее в Грецию). После выходных на Родосе мы решили на этот раз посетить остров Крит, и…

  • День Рождения

    41. Как быстро летит время...

  • Родос - любимые моменты

    Израиль потихоньку отходит от Коронавируса, и с возвращением в привычный мир, начинают возвращаться и путешествия. Мы решили воспользоваться…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments