Lorien (lorien22) wrote,
Lorien
lorien22

Categories:

Wanted - выставка современного искусства в Тель-Авивском музее

Давайте отвлечемся немного от Ирландии, и вернемся к нашим местным реалиям. На днях в Тель-Авивском музее открылась изумительная, потрясающая, великолепная и наизамечательнейшая (никаких эпитетофф не хватит) - выставка современного искусства - Wanted.



Это пожалуй первый раз за все свое время пребывания в Израиле, что я помню очередь на входе в музей!! А если учитывать, что на дворе август, и в Израиле, как известно, в этом месяце отнюдь не прохладно на улице, такая приверженность искусству поражает вдвойне.



Входим в музей



Картины для выставки любезно предоставил из своей коллекции Хосе (Йосеф) Муграби. Муграби родился в Иерусалиме в семье евреев из Сирии и долгие годы жил в районе рынка Махане Йегуда, где его подители держали продуктовый магазинчик. В лет 16 Йосеф-Хосе уехал в Колумбию, и начал заниматься бизнесов в области тканей (текстиль). Дальше все пошло по колумбийской (зачеркнуто) американской мечте - начав мальчиком на побегушках, вскоре Хосе стал ведущим импортером страны и миллиардером. В его коллекции искусства есть, в том числе, 800 картин Энди Уорхола. Это самая большая коллекция в мире.



Говорить об этих картинах на мой взгляд достаточно бессмысленно. Уорхола можно любить или ненавидеть, но эти имеджи или образы - как хотите - знают все.



Если говорить или мыслить визуально - нет человека, более повлиявшего на современную культуру и современный мир. Уорхол - человек, создавший поп-арт, и закрепивший его в умах всего прогрессивного человечества.



Кока-Кола, Мэрилин Монро, Элвис Пресли...



Люди, уже давно ставишие символами и иконами Западного мира.



Или его главными врагами



Уорхол не усложняет жизнь "современного пользователя искусства". На его картинах нет огромного количества деталей или сложного подтекста. Его образы ярки, просты и поэтому легко улавливаемы и понятны. Элизабет Тейлор - разве надо еще что-то говорить?



Поэтому неудивительно, что именно его автопротрет встречает нас на входе на выставку.



Конечно, не все картины Уорхола просты. Может быть визуально, но у некоторых есть контекст, уходящий корнями глубоко в историю.



Черепа, как известно, глубоко волновали не одного художника, от классиков до современникофф. Тут и Ван-Гог, тут и Энсор с его почти маниакальной страстбю к черепам, и многие другие деятели искусства. Уорхол проводит тут вполне ясную параллель - да, я создаю что-то новое, но это новое не полностью отрицает старое, то, что было до меня. Мы все вышли из чего-то, на всех нас кто-то повлиял. И именно это - человеческая история, ее прошлое и несет в себе главный смысл нашего существования. Именно поэтому искусство Уорхола - это модернизм, а не пост-модернизм.



По этой же причине Уорхол использует знаменитые образы не только из настоящего, но и из далекого прошлого. Хотя может быть и не настолько далекого, как хотелось бы.



Людей на выставке - немыслимое для Израиля количество. Почти не протолкнуться сквозь толпу. У меня на мгновение даже появилось ощущение, будто я в Уффици, или в Сикстинской капелле.



Напротив Иисуса можно лицезреть еще один знаменитый образ прошлого. Конечно же Тайная вечеря, самого главного художника Западного мира - Леонардо да Винчи. Уорхол переписывает и этот образ на свой, современный лад. К слову, творчество Леонардо глубоко волновало не только Уорхола, но и его хорошего друга, и одного из моих любимых современных художников, Жана-Мишеля Баскиата.



На этих двух очень похожих картинах Баскиат пытается выразить все, что волнует его в искусстве (кстати обратите внимание - и тут скелеты). Одна из картин - настоящий Де Винчи, другая - подделка. Надпись - 200 Йен - какова цена настоящего искусства, и имеют ли право на творчество современные художники после того, как в мире уже был один Да Винчи? Лестница, по которой надо вскрабкаться - в этой казалось бы максимально простом диптихе подтекст зашкаливает на немыслимые высоты.



История Баскиата стара как Западный мир, и современна той сложностью, которой отличается любая человеческая судьба. Он вырос на улицах Нью-Йорка, долгие годы бомжевал, рисовал уличные граффити, вообще рисовал на чем угодно - на стенах, окнах, зеркалах, даже на одежде. на этой выставке предоставлена его серия рисунков на керамических тарелках - очень любопытная. На них Баскиат отдает дань всем иконам искусства, так или иначе повлиявших на него, и его внутренний мир.



Картина Баскиата, выполненная на заборе. При всем моем уважении к Уорхолу, именно она, на мой взгляд, лучший экспонат этой выставки.



Еще одна



Как можно заметить по последней картине, будучи афроамериканцем Баскиат конечно же не мог избежать в своем творчестве африканских мотивов и ярких цветов. В следующей, очень интересной композиции, Баскиат пытается выразить какого это, быть черным художником в белом мире. Золотая корона водружена на голову "Черного короля", символизируя фигуру "властелина". Корона может быть также интерпретирована как терновый венок, водруженный на голову Иисуса, и символизировать страдания черных людей в Западном обществе, где их угнетают и порабощают. Особое внимание уделяется тому, что Баскиат, в абсолютно нетипичном для нем стиле подписал эту работу собственным именем, и поставил дату - Рождество, желая еще раз подчеркнуть христиано-мессианские мотивы этой конкретной картины.



Кстати несколько картин Баскиата мне повезло увидеть на выставке автопортретов в самом красивом музее мира - http://lorien22.livejournal.com/205718.html. Ну а мы идем дальше. Еще чуть-чуть поп-арта.



Следующая картина - это просто символ современной Америки. В ней правда не хватает гамбургера с кетчупом, но все остальное в ней есть. Я, как человек посвятивший последние четыре года своей жизни изучению американской культуры, мог просто стоять перед ней часами. Этого наверное словами не объяснить.



Ричард Принс



Молодой Энди Уорхол



Я долго пытался понять, почему выставка экспрессинистов и фовистов в музее Израиля - http://lorien22.livejournal.com/220544.html - столь оглушительно провалилась, в то время как Wanted пользуется столь оглушительным успехом. Очевидно в современном мире нет места для классики.



От себя могу лишь добавить, что выставка обязательна, и еще раз обязательна к посещению. На мой взгляд это одна из лучших выставок, прходивших в Израиле за мои двадцать с лишним лет жизни в этой стране. И уж точно лучшая выставка современного искусства, которое, если быть честным, я не особо жалую.



В сувенирном магазине уже можно купить всякие радости, связанные с новой выставкой. Кстати можно приобрести и каталог за очень очень небольшие деньги - всего двадцать шекелей. не знаю, связано ли это с неожиданной щедростью Тель-Авивского сувмагазина, обычно берущего огромные деньги за любую фигнюшку, или это такой гимик, что современное искусство массово, и должно быть доступно всем, но эта мелочь стала для меня дополнительным приятным сюрпризом.



Выставки Wanted вполне достаточно, но я все-же совсем чуть-чуть расскажу о том, что еще происходит в эти дни в Тель-Авивском музее. Во-первых, поскольку это имеет прямое отношение к современному искусству - музей приобрел картину Френсиса Бэйкона - одного из важнейших и самых известных художников современности.



Кстати, к слову - Френсис Бэйкон был ирландец, и в Дублине ему посвящено целое отдельное крыло Национальной Галереи. Если вы хотите, чтобы я вам об этом подробно рассказал, или вдруг вас интересуют другие прекрасные музеи Дублина - не стесняйтесь, в моем ЖЖ все есть)



Есть небольшая выставка, посвященная Моби Дику. Если честно, я никакой связи с Мелвиллом или его главным произведением не уловил (может быть уже устал, а может быть из-за своего трепетного отношения к этой книге), но я сделал там, как мне кажется, две неплохие фотографии, вот и упомянул.



Отражение



Еще одна приятная выставка - история современной Мексики в рисунках. Выставка небольшая, так что особо стойкие могут заглянуть.



Я лично должен здесь малость отвлечься и побрюжзать. Художника Диего Риверу (мужа Фриды Кало) конечно же знают все. В его талантах никто не сомневается - великий артист, но я не об этом. Риверу невероятно любили женщины - по слухам,  скорее всего правдивым, у него их было сотни, и они просто падали к его ногам. А теперь - его автопортрет.



Уважаемые женщины - я требую немедленного и бесповоротного объяснения мне данного феномена. Он же выглядит как моя жизнь - как???? Как это получилось, почему и за что. Я буду жаловаться.



Думаю, уже все видели новое здание Тель-Авивского музея. Но если кто случайно пропустил - фото. Архитектор - знаменитый Даниэль Либскинд.



В эти дни по его проекту как раз достроили Башню Свободы в Манхеттэне, на месте тех самых плачевно канувших в лету Близнецов. Еще он спроектировал Еврейский музей в Копенгагене, и много других прикольных зданий. Чуть подробнее о нем я писал здесь - http://lorien22.livejournal.com/196998.html. Ну и напоследок - новое здание музея изнутри.



Не пропустите эту выставку.
Tags: Выставки, Израиль, Музеи, Самое прекрасное в мире, Тель-Авив
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →