Lorien (lorien22) wrote,
Lorien
lorien22

Category:

Музеи Лондона - галерея Тейт Модерн

За неполные пять дней в столице Великобритании я успел побывать, в том числе, в девяти музеях. Об одном из них - галерее Тейт Модерн - я бы и хотел рассказать в этом посте. Ну а чтобы не пугать людей полноценным искусством, рассказ будет разбавлен размышлизмами о меняющемся аритектурном облике города, ночными фотографиями, небольшим отклонением в сторону Пинк Флойд и любимой обложке диска, а также разговором об экономике, и тяжелыми думами о том, во что стоит вкладывать свои нелегко заработанные миллионы.



Галерея Тейт Модерн расположена в здании бывшей электростанции Bankside Power Station на южном берегу Темзы



Архитектор здания - сэр Джайлс Гилберт Скотт, который спроектировал также Ливерпульский собор (о нем будет отдельно), мост Ватерлоо, дизайн знаменитой красной телефонной будки, и, что куда более важно - Battersea Power Station - угольную электростанцию, которая прославилась после того, как появилась на обложке легендарного альбома Пинк Флойд Animals



Раньше я более дружелюбно относился к Флойдам - одной из любимых групп моей молодости - но в последнее время Уотерс реально заебал своими призывами ко всем музыкантам бойкотировать Израиль, и чувствую скоро мне придется в ответ бойкотировать их группу. Впрочем, может он помрет раньше, и избавит меня от нужды лицезреть в новостях его архимерзкую харю. Однако я малость отвлекся.



Электростанция из Баттерси появлялась и во многих других произведениях культуры - например, в фильме Битлз "На помощь" (Help!), культовом английском сериале "Доктор Кто" (Doctor Who), эпизоде Шерлока "Скандал в Белгравии", в британской версии фильма 1984, и даже в фильме про Бетмена "Темный Рыцарь" (Dark Knight). Первое же "публичное" появление электростанции в кино произошло еще в 1936 году в фильме Альфреда Хичкока "Саботаж". Как выяснилось Хичкок и тут очутился впереди планеты всей)



Возвращаясь к нашим делам - единственное условие, поставленное архитектору насчет Bankside Power Station - чтобы его дымоходная труба была ниже шпиля собора Св. Павла, расположенного напротив.



Про собор я рассказывать не буду - как-то не комильфо, но вот несколько фотографий покажу.



Все наверное знают, что в последние годы от собора св. Павла, находящегося на одном берегу, к галерее Тейт Модерн на другом берегу провели мост Миллениум (Millenium Bridge). Когда именно построили мост, надеюсь объяснять не надо)



Кстати, в прошлый мой визит в Лондоне (2003 год) этот мост вызвал у меня жуткую панику (я боюсь высоты, мостов, воды, людей, и вообще всего - типичный еврей в общем), но в этот визит все обошлось как-то более благополучно. Я вальяжно расхаживал себе по мосту, и даже сделал с него некоторое количество кадрофф, которые вам обьязательно продемонстрирую.



Вот такой сейчас вид с моста Миллениум на современный Лондон. В центре можно узреть Тауэрский мост, который я надеюсь в представлении не нуждается. Справа - The Shard или "Осколок". Самое высокое здание в Лондоне (306 метров), и до недавнего времени самое высокое здание в Европе (теперь пальму первенства держит башня Меркурий в Москве). Как и все небоскребы Лондона выглядит ужасно и не в тему вообще, особенно учитывая тот факт, что совсем неподалеку находится тысячелетний Тауэр. Строительство Осколка вызвало бурные споры, однако деньги победили, и теперь те, кто ходят в древнюю Белую Башню могут наблюдать хаотичность современного Сити не отходя от кассы.



Слева - еще несколько ужасных небоскребов. В центре - 122 Леденхолл Стрит, в народе прозваный "Сырная тёрка" (с юмором у англичан все в порядке - в отличие от чувства ландшафта). 225 метров, четвретый по высоте в Лондоне. Уродлив, как моя жизнь. Открылся как раз в дни моего пребывания в городе. Слева достраивается еще один урод, в народе известный как Воки-Токи (Рация). 160 метров, пятый по высоте небоскреб Лондона. Ужаснах, и я даже не буду рассказывать вам про знаменитый огурец (его, слава всем святым, на этих фотографиях не видно).



Я вообще не хотел здесь подымать эту тему - о современном Лондон-Сити будет отдельный пост - но похоже, что как и в случае с Нью-Йорком, никто всерьез не занимался планировкой этих мегаполисов. Как-то мы обсуждали этот вопрос с моим двоюродным братом, когда я был в Америке, и он сказал, что в никто не думал, как в Нью-Йорке одно здание будет выглядеть рядом с другим (в отличие, например, от Сан-Диего). Просто бухали все стили подряд, и теперь город выглядит абсолютно хаотично - http://lorien22.livejournal.com/227290.html. Такое же ощущение создается и в Лондоне. То тысячелетний Тауэр, или готическая церковь, а рядом - стеклянный небоскреб или кирпичная громадина. Иногд видишь целые улицы в одном стиле, но это большая редкость. Впрочем от очарования британской столицы это не отбавляет - Лондон берет другим.



Ну а мы все-же вернемся к высокому искусству и перейдем по мосту от собора св. Павла



К галерее Тейт Модерн. Все сказанное выше было лишь прелюдией - мне не раз в прошлом заявляли, что искусство людей утомляет, и что не надо быть слишком элитарным и высоколобым, посему я решил немножко и окрестностей показать и пообсуждать насущные вопросы. Но теперь доставайте подушки, ибо мы входим в музей!



К слову, здание угольной станции долгие годы было под угрозой сноса, пока его не превратили в самый знаменитый музей современного искусства в мире. В эти дни происходят большие перемены, и к старому зданию пристраивается новое ультрасовременное крыло.



Вот здесь проект видно чуть лучше - белое здание сразу за трубой. Выглядит неплохо, но в комплексе будет как и со всем новым Лондоном - абсолютно не в тему. Контраст старого и нового и полная неразбериха стилей в этом городе не работает, ИМХО.



Ну а теперь все - про сам музей. В эти дни в Тейт Модерн проходит пользующаяся огромной популярностью выставка Матисса (несмотря на недобрую цену). Однако Матисса я насмотрелся в Копенгагене - http://lorien22.livejournal.com/196998.html, поэтому я раскажу вам про постоянную коллекцию музея. Тем более, что в ней имеется одна из самых дорогих картин мира - Обнаженная, зеленые листья и бюст, кисти Пикассо.



Картину, на которой изображена Мари-Терез Вальтер Пикассо написал в 1932 году - за один день. В 2010 году ее продали совсем недавно за 106(!) миллионов долларов (торговать искусством в последнее годы похоже более выгодно, чем нефтью). Это также самая большая цена, полученная на аукционе. Считается, что эта картина символизирует пик творческой энергии художника.



Еще один портрет Мари-Терез Вальтер, "Голая женщина в красном кресле". Здесь женщина представлена как сумма чувственных окружностей. Даже ручки кресла специально завышены, чтобы подчеркнуть круглые формы. Лицо можно рассматривать либо как происходящую с фигурой метаморфозу, либо как двойную фигуру - правую сторону можно интерпретировать как лицо любовника, целующего женщину в губы.



Пикассо вообще хорошо представлен в Галерее Тейт (впрочем испанец был художник плодовитый, и представлен неплохо в десятках музеев по всему миру, в том числе и в Израиле. Хуже всего почему-то он представлен в музее Пикассо в Барселоне). Одна из его самых знаменитых картин - Герника (я, кстати, ее до сих пор не видел) - стала символом ужасов Второй мировой войны. Потом долгие месяцы Пикассо рисовал картины-продолжения, основанные на фигурах в Гернике. На фреске, отражающей бомбежку нацистами испанского города, можно в том числе увидеть плачущую женщину, держащую мертвого ребенка. Эта картина-сиквел - последняя из серии, самая детальная и проработанная. Моделью послужила Дора Маар - другая любовница Пикассо.



Еще один "портрет" Доры Маар, нарисованный 5 мая 1944 года. Сложная конфигурация отражает атмосферу последних месяцев оккупации Парижа нацистами. Напряженность и скованность - главные ощущения, которые Пикассо пытался выразить в этом полотне. Тем более, что двое самых близких еврейских друга художника - поэты Робер Деснос и Макс Жакоб - были депортированы. Деснос позднее погиб от тифа в концлагере Терезин, а Жакоб, будучи вдобавок еще и гомосексуалистом - погиб в лагере Дранси. Однако есть в картине и проблеск надежды - в марте Дора Маар вместе с Сартром и Симоной де Бовуар приняла участие в пьесе Пикассо, которую поставил Альбер Камю. На этом тему Пикассо считаю раскрытой, напоследок - просто его картина, которая мне нравится - "Три танцора".



Эта картина - воспоминание Пикассо о любовном треугольнике, который окончился самоубийством его друга Карлоса Касагемаса. На полотне, прямо таки брызжущем энергией, любовь, секс и смерть связаны между собой в экстатическом танце. Танцорща слева вообще находится в состоянии дионисической невменяемости. Ее лицо символизирует маску из Новой Гвинеи, которая указывает на связь Пикассо с африканским искусством и его влиянии - особенно во всем что касается сексуальности и самовыражения - на художника.



Ну а теперь обо всем по порядку. Спор о современном искусстве - по большому счету вечный. В моих постах тоже случалось подискутировать - http://lorien22.livejournal.com/225835.html - особенно, если дело касается Уорхола или Баскиата. Мондриан, картина которого представлена выше, тоже у многих вызывает недоумение. Какие-то квадратики, нарисовать которые, в сущности, особенного умения не требуется (кстати одна из его самых знаменитых картин находится в нашем музее искусства в Тель-Авиве). Тем не менее, голландец - один из самых знаменитых и востребуемых художников современности. Так в чем же идея?



В эпоху между двумя мировыми войнами художники разработали новые формы абстрактного искусства, основанные на эстетическом идеализме, и стремлением к более идеальному обществу. Мондриан и другие художники, жившие в эпоху нескончаемых войн и революций, были вынуждены отойти от приверженности к индивидуализму, и обратились к гармонии геометрических фигур. Именно подобного рода квадраты и линии стали для многих деятелей искусства идеальной формой нового мира. Наум Габо (Нехемия Беркович Певзнер) - один из лидеров консткрутивизма, испытавший все прелести русской революции - заявил, что "деконструкция материи, произошедшая в наше время не лишает нас оптимизма, поскольку мы переходим в новую эпоху, под названием реконструкция".

Изменения произошли также в инжерном деле, в архитектуре, ну и в особенности в скульптуре (это можно видеть в наши дни повсюду - от Тумаркина на площади Рабина до Генри Мура). Что касается непосредственно искусства - сдержанность и точность форм сменила буйство цвета. На картинах стал преобладать белый, как символ чистоты и невинности (тажке главный цвет всей современной архитектуры, отцом которой стал Ла Корбюзье).

Что касается двух картин, предоставленных выше - В соответствии с современными тенденциями, Мондриан решил сократить свою палитру до основных цветов. Несмотря на кажующуюся хаотичность, художник стремился к "динамичному эквилибриуму". Все линии хоть и не разделяют пространство на четкие и равные части, имеют четкое предназначение и цель.



"Дерево" - якобы не совсем стандартная картина Мондриана. Однако и здесь художник превращает что-то живое в четкую однообразную форму. Ветви и ствол сведены до сети вертикалей и горизонталей, в попытке обозначить порядок в природе. "Я хочу добраться до сути вещей, и пока этого не произойдет, я намерен превращать все - даже самые живые элементы в абстракт", - заявил Мондриан.



Формы в формах или отражение картины в картине. Моя попытка кадра со смыслом.



Эта световая инсталляция создана под прямым влиянием Мондриана. Художник был в восторге от четких геометрических форм голландца, однако решил привнести и более ранние влияния других мастеров - в этом случае экспрессионизм и цвет.



Как выяснилось, Диего Ривера тоже рисовал всякие несуразности. Мексиканский художник, в основном занятый производством масштабных реалистических фресок на коммунистическую тему и шашнями с многочисленными женщинами, подвергся влиянию кубизма и Хуна Гриса ы бытнось своего проживания в Париже между 1913 и 1917 годом. Особо отмечается факт присутствия на картине обложки книги Ницше "Весёлая наука", в которой он объявляет о смерти бога. Смысл трактуется двояко - кто-то утверждает, что Ривера таким образом провозглашает либо о смерти старого режима в эпоху войны и революции, либо о смерти старого искусства в пользу новых веяний и тенденций.



Без него теперь не обходится ни один музей - Френсис Бэкон. Почти все картины Бэкона - это попытка исследовать человека и его душу. На этой картине лицо искажено, поэтому мы не можем определить личность человека. В отличие от Мондриана, на картинах Бэкона полный хаос - на этом конкретном портрете кроме диформации лица мы можем наблюдать и диформацию пространства. Контуры ящика или коробки (фирменный знак Бэкона) в которой расположена фигура, символизирует человескую сущность в современном мире, вновь пришедшем к хаосу, в котором заправляет изоляция и клаустрофобия.



Леон Коccоф - "Человек, сидящий в инвалидной коляске". Мне в последнее время все больше и больше нравится этот еврей из России, смывшийся в Великобританию. Коссоф относится к Лондонской школе - послевоенное течение английских живописцев, которые работало не только в стиле абстрактного искусства, но и обращалось к традиционной, фигуративной художественной форме.



Ли Краснер - жена знаменитого американского художника Джексона Поллока. Поскольку большинство своего времени она тратила а своего безумно талантливого но абсолютно непутевого мужа, ее картины гораздо менее известны. Картина называется "готический лагдшафт" - очевидно потому, что вертикальные линии, доминирующие в центре полотна, можно рассматривать как деревья. Картина была написана уже после смерти ее мужа в 1956 году, и многие полагают, что жестокие, резкие и экспрессивные мазки отражают скорбь художницы. А вот и сам Поллок.



Именно Поллок разработал систему рисовать, не касаясь полотна (чем разозлил всех феминисток мира сего - о причине я лучше умолчу). Именно этот способ, по его словам, делал его свободным и более интуитивным по отношению к собственному "Я". В случае этой картины Поллок просто вылил черную краску на полотно, а потом приподнял его, позволив краске стечь и принять абстрактную форму. Потом он добавил желтый и фиолетовый цвет.



Марк Ротко. Честно признаюсь - с этим художником у меня тяжело). Картина написана под влиянием Микеланджело (??). Художник считал, что зритель должен полностью влиться в картину, и только тогда придет какое-то осознание или понимание, но то ли внешние раздражители не позволили мне сего духовного единения, то ли я слишком критичен в этом случае - не знаю.



Немного сюрреализма, и моего любимого Де Кирико. Картина кстати напоминает мне "Красную Башню" в музее Гуггенхайма. Называется "Неуверенность поэта". Де Кирико сам охарактеризовывал свои картины как "метафизические" - умение соединять в одной композиции сцены из повседневной жизни и фантизии о древнем мире, создавая таким образом очень сложную "фантастическую реальность". Сюрреалисты обожали подобного рода загадочные образы с искаженной перспективой. "Эти квадраты очень похожи на существующие квадраты, и тем не менее мы никогда не видели ничего подобного. Мы находимся в непостижимом мире", - заявил поэт Пол Элюар. А чтобы вы совсем не растерялись - еще один Кирико.



Тут название объясняет больше - "Меланхолия Расставания") Окно и карта с пунктирным маршрутом намекают на путешествие и попытку убежать из закрытой клаустрофобичной студии. Кирико - итальянец, живший в Греции - чувствовал себя оторванным от окружающей его среды, и сравнивал себя с аргонавтами из известного греческого мифа. Их путешествие казалось ему вечным одиночеством, пересекающим нескончаемые океаны



А эта картина написана под влиянием Кирико англичанином Тристрамом Хиллиером, который как и Нэн и Водсворт обожали загадочные фигуры греко-итальянца. Громадный якорь поражает, и заставляет задуматься о значимости этого странного монумента. Ну а раз уж мы о сюрреалистах - без главного из них никуда не деться.



"Метаморфозы Нарцисса". Пробовать объяснять картины Дали я даже не берусь. Еще две для закрепления темы, и идем дальше.


Осенний Каннибализм. Нарисована сразу после начала гражданской войны в Испании в 1936 году. Изображает пару в своеобразном каннибалистическом акте. Они находятся на вершине стола, сливающегося с тонами типичного испанского ландшафта. Конфликт отражается в форме яблока - отсылка к легенде Вильгельма Телля, в которой отец был вынужден выстрелить в собственного сына.



На этой картине можно видить всю двойственность символов Дали: Реку можно видеть и как рыбу - двойственность, призванная усомниться в рациональности происходящего. Полотно имеет как личную, так и общественную подоплеку: родители Дали поситили эту речку после смерти их первого ребенка, также названного Сальвадором, и считалось, что художника преследует образ его мертвого брата, которого он никогда не видел. Кроме этого, отключенный телефон символизирует оношения британского премьера Чемберлена с Гитлером после аннексации судетов в 1938 году.



Еще одна картина о влиянии Нацизма. Макс Эрнст - Целый город. Город неясно вырисовывается под яркой луной, выражая пессимизм от захвата нацистами Германии. Используя новую технику - Scrapping, "скреб", Эрнст показывает разрушенный пейзаж, скученный город без людей, и без оптимизма.



Можно подумать, что это Баскиат, но нет. Просто понравившаяся мне картина, хорошо отражающая влияние африканских мифов на западное искусство.



А это просто прикольная фотография, сделанная армянским фотографом Саркисяном в ходе войны в Сирии. Понравилось мне в ней громадная надпись "ЦУМ" посредине Алеппо)) Там под ней еще один русский магазин - жаль, на этой фотографии не видно)




А это Матисс с постоянной выставки. Приятный тихий спокойный портрет. Изображена Грета Молл - она и ее муж Осакр были из первых десяти студентов в художественной академии Матисса. Предоставляю здесь как контраст)



Мой любимый Эмиль Нольде. Этот морской пейзаж художник нарисовал в ходе пребывания на острове Силт в Германии. Экспрессивные мазки и яркие цвета какбэ намекают на приближающуюся бурю. В своих мемуарах Нольде писал "Я хотел еще раз увидеть море во всем его диком великолепии. Штормовые облака, гроза, вливающаяся в море - у меня есть есть шесть таких пейзажей, работа над которыми проходила в состоянии полного экстаза". О Нольде я много писал во время поездки по Скандинавии - http://lorien22.livejournal.com/205718.html. В этом линке про лучший музей мира есть кстати и про Кирико, и про Мондриана, и еще про много кого. Рекомендую.



Мой любимый Пауль Клее. Серия замыкающихся друг в друге парусов-треугольников создают единую линию лодок в элегантном, волнистом движении. Ритмическая композиция напоминает диаграмму, нарисованную Клее в одной из его лекций про Баухауз, в которой он рассказывал про "активную линию, ограниченную в движении постоянными точками". О его Ангеле Истории, хранящеся также у нас в Музее Израиля я тоже писал не раз - http://lorien22.livejournal.com/202167.html.



Леонора Кэррингтон. Картина называется Элохим - Бог по еврейски. Художница смешивает традиционные ирландские мифы, которые в детстве рассказывала ей няня, и мир, выдуманный ее мамой. Но больше всего в ее картинах часто можно увидеть мифологические существа. Ну а напоследок - немного постеров наших всеми любимых советских времен)



Кстати в этом году в Тейт Модерн пройдет ретроспектива картин Казимира Малевича



Так что русско-советская тема в музее представлена на отлично



Хвааатит. Устал)
Tags: Архитектура, Великобритания, Лондон, Музеи, Небоскребы, Нью-Йорк, Путешествия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 2020

    Ну в общем вы про этот год все сами знаете. Выразить надежду, что следующий год будет лучше - это understatement of the year (pun intended).…

  • История службы одного солдата

    Сегодня я получил уведомление об официальном освобождении от службы в Армии Обороны Израиля (ЦАХАЛ). Я начал служить ровно 21 год назад, в ноябре…

  • Тан Тван Энг - Дар дождя и Сад вечерних туманов

    Обнаружил для себя очень хорошего малазийского писателя - Тан Тван Энга. Пожалуй первый современный автор после Ханьи Янагихары, чьи книги мне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

Recent Posts from This Journal

  • 2020

    Ну в общем вы про этот год все сами знаете. Выразить надежду, что следующий год будет лучше - это understatement of the year (pun intended).…

  • История службы одного солдата

    Сегодня я получил уведомление об официальном освобождении от службы в Армии Обороны Израиля (ЦАХАЛ). Я начал служить ровно 21 год назад, в ноябре…

  • Тан Тван Энг - Дар дождя и Сад вечерних туманов

    Обнаружил для себя очень хорошего малазийского писателя - Тан Тван Энга. Пожалуй первый современный автор после Ханьи Янагихары, чьи книги мне…