Lorien (lorien22) wrote,
Lorien
lorien22

Category:

Искусство и литература в Уэльсе - Национальный музей Кардиффа

Чтобы спрятаться от дождя, а также с целью приобщения к высокодуховному и прекрасному, уйдем на время с улиц и садов, и зайдем внутрь сокровищницы искусства и культуры - главный художественный музей столицы Уэльса.



Начнем с временных выставок. Джеймс Диксон Иннес - "Рисуя в борьбе со временем". У Иннеса был туберкулез и вся его недолгая жизнь проходила в попытке противостоять болезни. Он очень любил дикие пейзажи, очевидно потому, что не мог долго находиться на природе. Как многие великие люди Иннес умер в 27 лет, что помешало ему стать ведущим художником в стиле фовизма или экспрессионизма, однако успел он немало. К сожалению на этой выставке фотографировать запрещали, поэтому лишь один пример его творчества.



Следующая выставка была посвящена бардам - "Поэтика, романтика и мифология в искусстве". В 1967 году Уэльс посетил великий Аллен Гинзберг. Он делал треки в Черных горах, где принимал ЛСД и писал поэму, которую так и назвал - "Посещение Уэльса".



Немного о самой картине - это самое знаменитое изображение уэльского барда. В основу положена поэма Томаса Грея "Бард", в которой расказывается об истреблении всех бардов, инициированное королем Эдуардом I. На картине изображен последний бард, насылающий проклятие на голову англичан прямо перед своей смертью. А теперь - плавный переход к последнему барду двадцатого века.

"Вопль" Гинзберга считается ведущим произведением бит-поколения, наравне с "В дороге" Керуака и "Голым Завтраком" Берроуза. Когда-то эта поэма была настолько шокирующей и дерзкой, что суд США даже наложил на нее запрет, а теперь, как и все святое, ее спокойно изучают в университетах. Я лично обожаю этот свободный поток наркотического бреда:

"Я видел лучшие умы моего поколения рaзрушенные безумием, умирaющие от голодa истерически обнaжённые,
волочaщие свои телa по улицaм чёрным квaртaлов ищущие болезненную дозу нa рaссвете,
aнгелоголовые хиппи сгорaющие для древнего божественного совокупления со звёздным динaмо в мехaнизмaх ночи,
кто беден и одет в лохмотья со впaлыми глaзaми бодрствовaл курил в призрaчной темноте холодноводных квaртир плывущих по небу через городские куполa в созерцaнии живой энергии джaзa, кто рaспaхнул свой рaзум для Рaя под Луной и видел мусульмaнских aнгелов колеблющимися нa светящейся крыше обители..."




Кстати если вы думаете, что модернисты придумали колесо, то спешу вас разочаровать - все они учились у одного человека. Хотите догадаться у кого? Я вам даже дам подсказку - его имя не раз обыгрывается в сериале "Во все тяжкие" (Breaking Bad) и напрямую связано с главным героем Уолтером Уайтом (WW).



Дэйвид Джонс - монастырь в Capel-y-finn (даже не пытаюсь перевести это название на русский или найти его на карте). Для Джонса приграничный уэльский ландшафт символизировал как историческую, так и мифологическую значимость. Пони обозначают конец эпохи короля Артура - лошади рыцарей круглого стола наконец-то вырвались на свободу. В изображении пейзажа чувствуется сильное влияние Сезанна, и раз уж мы о нем, то



Одна из постоянных выставок в Национальном музее Кардиффа называется "Искусство после Сезанна - примитивное и современное". Сезанн повлиял практически на всех наследовавших ему художников, в том числе на кубистов и абстракционистов, и многие называют его "первым современным живописцем". Сам художник утверждал, что всего лишь хотел превратить импрессионизм в постонное и солидное явление. Сказать, что ему это удалось - ничего не сказать.



В понимании Сезанна форма, структура, линия, цвет имеют свой уникальный смысл - сами по себе. Искусство более не обязано рассказывать историю или отображать реальность. Похоже ближе всего к сердцу теорию Сезанна принял Пикассо.



Морис Вламинк - в последнее время я как-то более проникаюсь его творчеством



Ну а раз проникаюсь - надо повторить



Должен сказать, что для музея "на задворках Европы" (несмотря на всю красоту Кардиффа - http://lorien22.livejournal.com/253214.html, которая привела к тому, что я назвал его "городом-садом" - http://lorien22.livejournal.com/253797.html - столицу Уэльса вряд-ли можно сравнить по культурному влиянию не то чтобы с соседним Лондоном, но даже с Дублином или Белфастом) здесь собрана замечательная коллекция импрессионистов. Есть даже мой любимый Ван Гог.



Ван Гог не был большого мнения об английском искусстве, но да отмечал, что пейзажист Джон Констебль повлиял на его восприятие. Кстати именно в этом музее находится самая знаменитая картина английского художника.



Констебль, сделавшего для развития понятия "пейзаж" в XIX веке больше чем какой-либо другой художник, был абсолютно и бесповоротно помешан на соборе в Солсбери. Кстати и не только он - строительству этого уникального примера ранней английской архитектуры посвящено целое произведение знаменитого британского писателя Уильяма Голдинга, лауреата Нобелевской премии по литературе за 1983 год (один из последних, получивших ее заслуженно). Книга называется "Шпиль", и я настойчиво рекомендую ее к прочтению. К сожалению из-за невероятного и честно говоря немного непонятного успеха "Повелителя Мух", другие произведения этого замечательного автора мало кто читает, а зря. Но вернемся к нашим соборам.

Констебль считал картину сверху своей лучшей работой, и называл ее my Great Salisbury (Мой великий Солсбери). В 2013 году пяь музеев Великобритании - Тейт Бритейн, Национальный музей Уэльса, музеи Колчестера и Ипсвича, музеи Солсбери и Южного Уилтшира и Национальный галерее Шотландии объединились с целью выкупить эту картину из частной коллекции, и не только сделать ее достоянием нации, но и привлечь всех таким образом к творчеству художника, с целью возродить его былую славу.



Как видим, Констебль рисовал собор много раз. Я кстати до поездки поставил себе Солсбери как обязательный пункт назначения, учитывая историческое и архитектурное значение собора. Тем более, что Солсбери находится в 60 километрах от Стонхенджа - еще одного памятника, который я не мог позволить себе пропустить (как оказалось абсолютно зря, но об этом я расскажу отдельно) - и по пути в Бат, город, на который у меня было отведено минимум пять дней. Но в итоге, забегавшись, я в Солсбери так и не попал, очем теперь очень жалею. Что-ж, будем оптимистами, и скажем, что есть еще одна причина вернуться в Англию)



Возвращаемся к импрессионистам. Две скульптуры Дега и картина Моне. К Моне - основателю импрессионизма - я, если быть предельно честным, всегда относился прохладно, но в этот раз его вечные водные лилии



И его расплывчатые соборы, всегда похожие один на другой, неожиданно доставили. Есть в этой картине что-то очень мгновенное и в то же время вечное. Не знаю, как лучше это объяснить.



От Моне - к Мане



Расплывчатый пейзаж отражает ощущения Мане от осады Парижа, произошедшей в зиму 1870-1871 года во время франко-прусской войны. Художник, служивший в парижском Национальном гвардейском полку ставит упор на повседневную сокрушающую реальность войны, пытаясь таким образом разрушить мечты революционеров о великой битве.



Резкий переход (хотя может и не такой резкий - обычно эти две вещи взаимосвязаны) - от войны к женщинам. Ну а кто лучше изображал женщин, чем Ренуар? Раньше эта картина называлась просто "Парижанка", и она вызвала ажиотаж уже на первой выставке импрессионистов, прошедшей в 1874 году. Теперь она называется "Леди в голубом", и считается одной из самых знаменитых картин Ренуара (и также самых дорогих - к сожалению эти вещи тоже обычно взаимосвязаны).



Еще одна работа Ренуара. Несмотря на то, что набросок неокончен, считается, что это более зрелая работа художника, по сравнению с "Парижанкой". В то время Ренуар пытался пытался изменить свою технику, поскольку находился под влиянием Старых Мастеров. Поэтому мазки на этой картине более четкие, хотя более светлые цвета по-прежнему по стилю ближе всего к импрессионизму.



Еще одна картина, хорошо отражающая моментально-повседневное и монументально-постоянное. Пьер Бонард изобразил здесь свой дом в Вемонне. Бонард находился под влиянием Моне, поэтому как и Клод, нарисовавший собор в Руане 17 раз, Пьер раз за разом рисовал один и тот же пейзаж. Отличие двух художников заключалось в том, что Моне предпочитал работать "у объекта", рисуя с живой, так сказать натуры, а Бонард больше любил работать по памяти в своей студии. Также считается, что Пьер был более склонен к символизму, чем его пример для подражания.



Раз уж мы о влияниях - "Сеятель", Милле. На кого больше всего повлиял этот художник - думаю объяснять не надо)
Милле изображает рабочего из самых низов, постоянно занятого борьбой как с нищетой, так и со стихией, как постепенно набирающего мощь и силу. Картины реалиста Милле очень отличались от подобного рода произведений других художников, изображавших крестьян как людей, с большим удовольствием и радостью обрабатывающих землю. Отметим, что через несколько лет после написания этой картины - в 1848 году - именно низший класс устроил революцию с целью свалить французскую монархию. Кстати лучше всего об этой эпохе написано у Флобера в романе "Воспитание Чувств".



Творения Милле всегда полны социального и политического смысла, который не потерял своей актуальности и противоречивости даже в наши дни. На этой картине, считающейся одной из главных работ художника, изображена семья, опять-таки из рабочего класса. Но они не повержены своей работой, и не заняты ею в данный момент. Вся семья смотрит прямо в упор на "зрителя", таким образом вступая с ним в своего рода поединок. Члены семья держатся друг за друга (в прямом смысле этого слова), создавая таким образом одно единое целое. Взрослые держат в руках рабочие инструменты (представляю, что этот символ делает советскому человеку). Картина имеет столько интерпретаций - от социально-политической до религиозной (многие утверждают, что Милле изобразил здесь Святую троицу или Святую семью, а мальчик - это Иисус, который свомим распростертыми руками какбэ символизирует распятие) - что ей похоже можно придать любой смысл. Одно отрицать бесполезно - это силу образа, присутствующую на картинах художника. В этом он непревзойденный мастер.



На этой картине Милле изображает кульминационный момент - буря вырывает дерево из корней, а ветер бушует, и затмевает  пейзаж. Крохотная фигурка крестьянина, абсолюно потерянная на общем фоне, символизирует неравную борьбу со стихией. Художник выступает здеь против романтики и ее традиций, в основе которых находится уважение и любовь к дикой природе. Некоторые интерпретируют картину как символ разрушения деревенской жизни наступающим современным миром модерна и технологии, но мне больше нравится первый вариант трактовки.



Резкий переход от реалистов к сюрреалистам, но опять-таки - картину своего любимого художника я не мог не отметить. Кстати у меня была идея, когда я летел в Лондон, сделать трансфер через Брюссель, чтобы успеть в Музей Магритта, но и этот финт ушами мне не удался.

Картина называется "Пустая маска". Шесть окон или порталов показывают нам различные сцены из мира снов. Интерпретации в этом случае уж точно бесконечны, отмечу только, что сюрреалисты очень любили сны, так как верили, что скрытые в них смыслы и истины должны стать главным влиянием на творчество как художника, так и писателя.



А раз уж такое дело перейдем к пре-рафаэлитам. Это правильно по многим причинам, но в основном именно потому, что следующий художник - Данте Габриэль Россетти - был одновременно и художником и поэтом, что плавно продолжает прошлую тему сюрреалистов. Сны он правда не любил, предпочитая черпать вдохновение из классической мифологии и истории. На картине сверху, например, изображена Элеонора, ревнивая жена короля Генриха II. Согласно легенде, Генрих спрятал свою любовницу Розамунду в центре лабиринта (кстати это еще раз подтверждает теорию о том, что Ролинг сама ничего не придумала, а только переиначила на свой лад многие мифологические сюжеты - см. развязку четвертой книги Гарри Поттер и Кубок Огня - что, впрочем не делает Поттериану менее прекрасной - http://lorien22.livejournal.com/252622.html). Элеонор, следуя за красным шнурком, который ведет к Розамунде, держит также в руках кинжал, которым намерена заколоть охранника, и кубок с ядом, для самой любовница короля.



А вот и сама Розамунда, что еще раз подтверждает мое мнение о крайне странных вкусах мужчин по женской части в средневековье и ранний ренессанс. Какбэ чувак - вон там твоя жена, а вот так выглядит твоя настоящая любовь??? Вот да фак из вронг виз ю????



Росетти, кстати, сам неплохо символизировал средневековые мифы, в лучших традициях фигуры поэта. Он был безумно влюблен в свою жену, которая и побудила его стать человеком искусства, а когда она то-ли умерла то-ли покончила с собой (в любом случае она была больна туберкулезом, как и открывающий этот пост художник Джеймс Иннес, и долго бы не протянула), то он умудрился влюбиться в жену своего лучшего друга, художника Уильяма Морриса - того самого, который провозгласил Бибури самой красивой деревней в мире (теперь у меня есть причина еще раз поделиться линком на мою поездку туда -http://lorien22.livejournal.com/253048.html). Кстати именно с нее - Джейн Бёрден - и списана Розамунда. Сейчас прочитал, что эта страшная кобыла была воплощением идеала красоты для всей тусовки прерафаэлитов. Нет, я упорно чего-то не понимаю...



Обожаю русские тарелки эпохи раннего футуризма и авангарда. В каком-то из музеев Лондона я видел целую громадную коллекцию - уже не помню, где именно, но еще расскажу об этом обязательно. Еще немного фарфора



И переходим к заключительной части повествования о Национальном музее Кардиффа. А поскольку начали мы с бардов, то  закончить лучше всего с выставки, посвященной самому великому барду и поэту Уэльса, Дилану Томасу.

Не будь покорен, если гаснет свет.
Не уходи в небытие без гнева.




Как правило, когда октябрьский ветер
Рвёт волосы холодными руками,
Я, солнцем схваченный, иду на пламя,
Бросая крабью тень на этот берег,
Вдоль кромок, где зимует вороньё,
И слыша хрип ворон на ветках голых,
И сердце, что дрожит, её услышав голос,
Погонит кровь стиха, впитав слова её.


О Дилане - последнем глашатае романтики - я могу расказывать бесконечно. Поэт мало кого любил, но себе подобных он ценил, и собирал вокруг молодых художников и писателей. Отсюда и большое количество портретов.



О make me a mask and a wall to shut from your spies
Of the sharp, enamelled eyes and the spectacled claws
Rape and rebellion in the nurseries of my face,
Gag of dumbstruck tree to block from bare enemies
The bayonet tongue in this undefended prayerpiece,
The present mouth, and the sweetly blown trumpet of lies,
Shaped in old armour and oak the countenance of a dunce
To shield the glistening brain and blunt the examiners,
And a tear-stained widower grief drooped from the lashes
To veil belladonna and let the dry eyes perceive
Others betray the lamenting lies of their losses
By the curve of the nude mouth or the laugh up the sleeve.


И фотографий


Do not go gentle into that good night,
Old age should burn and rave at close of day;
Rage, rage against the dying of the light.

Though wise men at their end know dark is right,
Because their words had forked no lightning they
Do not go gentle into that good night.

Good men, the last wave by, crying how bright
Their frail deeds might have danced in a green bay,
Rage, rage against the dying of the light.

Wild men who caught and sang the sun in flight,
And learn, too late, they grieved it on its way,
Do not go gentle into that good night.

Grave men, near death, who see with blinding sight
Blind eyes could blaze like meteors and be gay,
Rage, rage against the dying of the light.

And you, my father, there on the sad height,
Curse, bless, me now with your fierce tears, I pray.
Do not go gentle into that good night.
Rage, rage against the dying of the light.

Именно в честь Томаса взял свой псевдоним главный бард-музыкант нашего поколения Роберт Аллен Циммерман, более известный как Боб Дилан. На его концерте в Израиле мне пару лет выдалось побывать - http://lorien22.livejournal.com/153808.html. Не Роллинг Стоунс, пожалуй - http://lorien22.livejournal.com/254473.html, но тоже событие воистину историческое.



Смерть Дилана Томаса стала не менее легендарной, чем его жизнь. Алкоголик с детства, Дилан не дотянул и до сорока лет. Легенда, в которой очень много правды рассказывает, что Дилан выпил 53 стакана виски и умер, там где упал - в баре White Horse Tavern в районе Гринич-Вилледж в Нью-Йорке. После этого в зачуханный в сущности паб начала цепочкой идти вереница паломников и поклонников творчества великого поэта, и места превратилось в приманку для туристов. Не избежал общей участи и я - http://lorien22.livejournal.com/228967.html, в ходе своего визита в Нью-Йорк. В пабе мне не понравилось категорически - для того, чтобы узнать почему можно пройти по линку, но свою дать поэту я отдал.

And death shall have no dominion.                                                     
Dead men naked they shall be one
With the man in the wind and the west moon;
When their bones are picked clean and the clean bones gone,
They shall have stars at elbow and foot;
Though they go mad they shall be sane,
Though they sink through the sea they shall rise again
Though lovers be lost love shall not;
And death shall have no dominion.


И смерть не будет властна
И мертвые и голые, те люди в одно сольються
С человеком в ветре и в западной луне
Когда их кости обглоданы и чисты будут и превратятся в прах
И на локтях у них и на ногах зажгутся звезды
И хотя они безумны рассудок возвратится к ним
Хотя уйдут они под воду, затем поднимутся опять
Хотя влюбленные друг друга потеряют любовь останется
И смерть не будет властна.



Он знал. Над ним смерть действительно не властна.
Tags: Великобритания, Выставки, Европа, Лирика, Литература, Музеи, Музыка, Поэзия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments