Lorien (lorien22) wrote,
Lorien
lorien22

Categories:

Война и мир в Старом Тель-Авиве - один мой день

Честно говоря, проект "Один мой день" всегда казался мне странным... Кому уж может быть интересно, как я чищу зубы, что ем на завтрак, где я работаю, что находится на моем компьютерном столе и вся остальная привычная рутина будничного дня. Но сейчас в Израиле идет война, и, простите за пафос, каждый день, по крайней мере для меня, приобрел особый смысл. И не потому, что он может стать последним - меня уже освободили "с фронта". А потому что когда ситуация вокруг тебя не стандартная, чувства обостряются, и ты видишь все немного в других красках - даже самые обыденные места и дома. И Тель-Авив, этот удивительный мегаполис (не побоюсь этого слова), вдруг кажется тебе совершенно иным.

У меня есть несколько жизненных правил. Одно из них - работа, на которую ты тратишь большинство своего дня, должна приносить тебе удовольствие. Поэтому в последние годы я стараюсь выбирать труд без четкого "графика" - то есть не "от сих до сих". Чтобы мне не нужно было ставить будильник, и я мог просыпаться, когда захочу. Однако это не помогает - примерно в 7 утра меня будит жестокое иерусалимское солнце, и я начинаю свой день.



Дверцы моего шкафа в спальне с выборочными открытками мест и стран, где мне уже выдалось побывать. Пришло время признаться, что я - жуткий мизантроп. Утренний контакт с чем-либо, кроме чашки крепкого черного кофе мне строго противопоказан, даже если я выспался. У меня на работе, да и вообще по жизни есть "закон одиннадцати часов": До этого времени со мной никто не разговаривает, и ничего у меня не просит, потому что я могу совершенно случайно перегрызть человеку сонную артерию. В общем не жаворонок, как говорят на профессиональном сленге. Настраиваюсь на день я тоже по своему - смотрю на эти открытки и мне грезится недалекое счастливое будущее, когда я снова куда-нибудь поеду, подальше от всего этого. Самое главное здесь - в самом низу слева, аккуратно заклеенный постер, где перечислены 21 чудо света.




Про эту свою мечту я уже рассказывал не раз - когда-нибудь я хочу побывать во всех этих местах (удивительно, но даже возможность такая имеется - ни одно из них не находится в стране, въезд в которую евреям воспрещен). Пока что я был в 9 из 21, и кстати, совсем недавно - в Стонхендже. В этом случае предвкушение визита явно превзошло сам визит - выяснилось, что Стонхендж - это просто куча камней посреди поля, за "просмотр" которой предприимчивые англичане теперь пытаются содрать с тебя 15 фунтов (я добрался туда абсолютно бесплатно, за что меня даже пригрозили арестовать, но фиг им, а не 15 фунтов, суки), и делать там нефиг абсолютно. Печалька, но зато можно поставить галочку. А теперь еще один важный утренний взгляд - на полки с сувенирами из разных стран.



Про сувениры, дело всей моей жизни, я уже писал отдельный пост - http://lorien22.livejournal.com/235205.html - поэтому здесь особо распространяться не буду, иначе процесс просыпания и утреннего вдохновления затянется на несколько страниц. Покажу только последние пополнения в коллекцию.



Слева - дракончик, символ Кардиффа - столицы Уэльса, справа - готическое аббатство XIII века, символ Бата. Про Кардифф я уже писал, и немало - http://lorien22.livejournal.com/253797.html - вот один из пяти примеров, про Бат еще буду обязательно, ибо это потрясающий город. Про коллекцию дракончиков я тоже писал в посте про сувениры. У меня есть дракончики из Любляны, Кракова, лондонского Тауэра, потрясающей и недооцененной Иокогамы - http://lorien22.livejournal.com/232966.html, Китая, чайнатауна в Нью-Йорке, и вот теперь Кардифф. Иногда я ловлю себя на мысли, что ищу города, символ которых дракон - чтобы докупить еще одного себя в коллекцию)



Прежде чем выходить в долгий путь - пару минут у компьютера. Проверяем почту, фейсбук и - самое главное - ЖЖ. В любимой кружке Гарри Поттера (про визит в святая святых читать здесь - http://lorien22.livejournal.com/252622.html) - черный кофе без сахара, возле него - мой любимый сосед Тоторо - http://lorien22.livejournal.com/237429.html, ослег Иа-Иа, которого моя лучшая подруга привезла мне из Диснейленда (надеюсь, она ни на что не намекает), и тарелка с Камбоджи, которую мне в подарок привез один из друзей. Туда я очень хочу попасть, но пока не выбрался. Сверху - достаточно оригинальная тарелка Тель-Авива (не из стандартного штампованного набора сувениров, хотя и люблю и такие), и дощечка из Овакудани, которую я купил, после того как вскарабкался на гору, высотой в 1050 метров - http://lorien22.livejournal.com/234414.html. А теперь нам пора в путь. Собираемся, упаковываем фотоаппарат в специальную супер-сумку, купленную себе любимому в подарок на ДР (как, впрочем, и сам фотоаппарат) - и уперад (это мне хороший анекдот недавно рассказали: у белоруса спрашивают: как будет по белорусски вперед? - уперад. - А назад? - а унас нету назад. Мы поворачиваемся - и уперад! Точно про меня, блин).



Кроме фотика мы берем с собой на работу сумки травы, семьдесят пять шариков мескалина, пять промокашек, солонку с дырочками лютой кислоты, полную кокаина, и целый межгалактический парад всяких стимуляторов, транков, визгунов, хохотунды, а также кварту текилы, кварту рома, ящик Бадвайзера, пинту сырого эфира и две дюжины амила... А не пардон - это уже было в эпоху великого снега в Иерусалиме - http://lorien22.livejournal.com/240136.html. Кроме того, моя работа веселая, но не настолько. Поэтому с собой мы берем только книгу - почитать в автобусе Иерусалим-Тель-Авив. Ну а поскольку в эти дни идет война, я способен читать только одну книгу - "Если рай существует", Рона Лешема.



На русском она называется "Бофор", и в ней рассказывается история солдат ЦАХАЛа, служивших в этой старинной крепости крестоносцев в Ливане прямо перед выходом израильской армии из Южного Ливана в 2000-м году. Одна из лучших книг про войну, никакой Селин рядом не стоял. Рассказывать про нее не буду - обязательно возьмите и сами прочитайте, но отрывок все-же приведу, потому что есть там не только про Ливан, но и про Газу:

"Из Ливана мы вышли в 2000-м. Закончилось? Конечно нет. Теперь мы в Газе, 2001 год. Как будто не погибло достаточно солдат. Возле меня взрывается минометный снаряд. Я делаю быстрый осмотр - тело целое, крови нет. Бегу к остальным. Раньше я еще волновался, когда кто-то "тратился". Начинал беситься, кричать на труп "Дыши, ублюдок!" или упрашивал: "будь сильным, мужик, не умирай!", а сегодня мне уже все равно. Когда кончено - то кончено. Как сейчас.

Когда Бар-Ной, парень из моей роты погиб, палестинцы на демонстрациях доставали его фотографии, которые вырезали из изральских газет и ссали на них. Прошло 24 часа, все еще свежо в памяти, а они мочатся на Бар-Ноя. Как же мне хотелось расстрелять всех этих уродов, пустить по ним очередь из автомата. Но нельзя...

Здесь ебаный Сайгон, поверь мне братан. Действительно - ебаный Сайгон. Зелени меньше, чем в Ливане, но все остальное - то же самое. Въезжаем в Газу через КПП Карни, берем курс на поворот смерти, продолжаем до моста теракта против парашютистов, продолжаем до поворота шахидов-самоубийц, четыре минуты - и ты на месте. Но после Бофора Газой тебя не испугать".


Меня поразила ужасная схожесть впечатлений, но потом я понял, что  она происходит потому, что все наши символы мы берем из общего культурного багажа. Знаменитый французский философ Жан Бодрийяр говорил, что мы живем в мире симулякр - то есть подделок, у которых нет оригинала. Например, мы не знаем, что такое любовь - мы видели ее в голливудских фильмах, или читали о ней в книгах и представляем, что именно такой она должна быть. Так и с войной - большинство из нас видели американские фильмы или читали Ремарка и думают, что так все и происходит на самом деле. Когда я впервые попал на передовую (про мои личные впечатления о войне в Газе здесь - http://lorien22.livejournal.com/257608.html), увидел весь этот фейерверк и вокруг меня начали разрываться каждые пять секунд минометные снаряды, я подумал: "Бля, это же ебаный Вьетнам". Как будто я когда-либо был во Вьетнаме, принимал участие в той войне, или имею хоть малейшее представление о том, что там творилось. Пересмотрелся фильмов а-ля "Форрест Гамп", и другого понимания о том, что такое "война" на тот момент у меня не было.



Самый пронзительный момент дня. Выходишь из автобуса на перекрестке Ла-Гардия, и перед тобой открывается вот такой вид. За спиной остается старинный Иерусалим, личное пространство музыки и книги, и ты как бы переходишь в другой мир. Я каждый день стою на этом перекрестке несколько минут, вдыхаю этот лиминальный, как его называл социолог Виктор Тёрнер, момент перехода в иное пространство. Именно здесь, в этом хаотичном сочетании старого и нового, и начинается мой день.

Неожиданно начали достраивать сравнительно старое здание справа. За ним прячется самое высокое здание в Израиле, 235-метровый Моше Авив. Небоскреб "Электра" в котором сидят и наслаждаются жизнью израильские гуглисты, за ним строительство очередного небоскреба. Посредине иногда разливается речка-вонючка Яркон. Символ Тель-Авива и вообще всей страны - три Башни Азриэли (сейчас, кстати, строят четвертую, о ней - чуть позднее). За ними достравивают последние небоскребы тель-авивского Манхеттена, квартала Парк-Цамерет - http://lorien22.livejournal.com/172422.html. Строительство двух новых небокребов на улице Ха-Арбаа, и перестройка всей улицы Менахем Бегин... Еще несколько дней назад на этом мосту висел плакат "Обнимаем Голани" (его можно увидеть опять-таки в моем посте про войну), в память погибших во время операции "Нерушимая Скала" солдат бригады Голани. Новое, старое, вечное и мимолетное, постоянное движение - все это я осознаю за несколько минут на этом мосту. Ну а раз уж мы про движение, то пора перестать грузить (не удивляйтесь - все это действительно проходит в моем мозгу до девяти утра), и двигаться дальше.



Всегда, когда у меня имеется такая возможность, я предпочитаю ходить пешком - даже по жаркому Тель-Авиву например. На работу с Ла-Гардии я тоже хожу на своих двоих - тем более надо же мне чего-нибудь вам рассказать и показать, кроме прошлых линков и жизненного мрака. И вот мы пересекаем мост Ла-Гардия и сразу-же упираемся в историческое здание - Бейт ха-Ония, Дом-Корабль.



Дом-Корабль - одно из самых известных зданий Белого Тель-Авива. Построено в 1934-1935 годах в интернациональном стиле (таких в свое время немало строили и в Иерусалиме - http://lorien22.livejournal.com/244611.html). Архитектор Шимон Леви получил тогда разрешение на три этажа, но отгрохал шесть, сделав его самым высоким на тот момент в городе, и получив за это повестку в суд. Чиновники требовали разрушить верхние этажи, но архитектор обратился к мэру Меиру Дизенгофу, и в итоге дом-корабль решено было оставить таким, какой он есть. Несмотря на то что дом уже долгие годы считается чуть ли не ведущим в мире символом Баухауза, долгие годы Корабль стоял заброшенным и страдал от разрушений. Только в 2007 году было принято решение его реставрировать, и дом был внесен в списки "принадлежащих сохранению".



Для меня несколько недель назад этот дом приобрел еще один неожиданный смысл - именно тут несколько дней висел единственный обнаруженный мною постер с анонсом концерта Нила Янга.



Именно в этот момент, как по заказу по радио поставили песню Нила Янга. Каждый день, когда я иду на работу я слушаю одну и ту же передачу "Рокер Тов" Боаза Коэна по 88 FM. Сегодня Коэн решил побаловать поклонников двумя малоизвестными, но очень красивыми песнями Янга. Первая - Unknown Legend, вторая - Believe in You.

Now that you found yourself
losing your mind
Are you here again?
Finding that what you once
thought was real
Is gone, and changing?


Как известно, Нил Янг должен был приехать с концертом в Израиль 17 июля, но 8 июля началась война, и концерт в итоге отменили, а я остался не солоно хлебавши с билетом, который проносил в кошельке всю войну и до этого дня.



Я ждал этого концерта почти как Роллинг Стоунс - http://lorien22.livejournal.com/254473.html - хорошо что они успели приехать, иначе я либо повесился бы, либо лично разъебал бы в гневе весь ХАМАС. Однако вернемся к нашим реалиям. Поворачиваем на улицу ха-Ракевет.



Многие думают, что в этом районе Тель-Авива возле Центральной автобусной станции одно старье, развалины и нелегалы, смотреть нечего, и не стоит сюда и заходить. Конечно что-то в этом есть, но в последнее время и тут происходят определенные сдвиги. Вот например уже упомянутая Электра строит здесь еще один красивый небоскреб. Каждый день я прохожу здесь, и наблюдаю за тем, как продвигается строительство. Вообще этот процесс меня завораживает - я могу вечно стоять и смотреть, как строят тот или иной дом. Этот небоскреб не назовешь красавцем, но я настолько им увлекся, что даже забыл сфотографировать находящийся напротив Бейт ха-Мехес.



Рядом с Электрой находится еще один любопытный дом, недавно отреставрированный.



За отреставрированным домом проглядывают две развалюхи. Так в Тель-Авиве почти всюду - ультра-современное здание, а рядом - какие-то непонятные останки. ВОт еще один пример, буквально через пару домов по той же улице.



Рядом с очередной развалиной - любопытное многокубичное здание. В этот раз времени не было, но на днях обязательно подойду, разберусь, что такой.



На второй стороне улицы Ха-Ракевет уютная велосипедная дорожка и несколько любопытных зданий.



Непонятное здание с мистической цифрой 7, а потом еще более непонятное здание, с какой-то круглой любопытной финтифлюшкой.



Сразу за ним - здание а-ля модерн, хоть и далеко не модерн.



На этой улице оказывается, где-то находится Бейт ха-Мехес, Таможенный дом, самый старинное здание на ха-Ракевет. В свое время именно здесь проходили поезда из Иерусалима в Тель-Авив (именно по этому улица называется Ха-Ракевет - поезд), и возле Бейт ха-Мехес они останавливались, чтобы заплатить таможенную пошлину. Это здание, как и Бейт ха-Ония, принадлежит сохранению. На днях обязательно его сфотографирую. Рядом с ним "Дом агентов", или главный штаб израильской полиции - построен в 1937 году в стиле Баухауз, принадлежит сохранению. И его надо будет запечатлеть для потомков. А мы идем дальше, где уже все - одна современщина.



На переднем плане - здание Амот ха-Битуах, страховой компании Кляль.



Кубики и окна. Каждый раз когда я смотрю на подобное рода "произведение современного искусства", в моей голове всплывают два противоположных воспоминания - одно из кафкианского "Процесса", где чувствуется начало деградации человека, который теперь большинство своей жизни проводит вот в таком вот кубике в офисе, второе - из лучшей книги последних двадцати лет "Не отпускай меня", Кадзуо Исигуро - про клонов, которых выращивают, чтобы использовать их органы для настоящих людей, и как одна из этих клонов мечтает работать вот в таком вот совершенно обычном офисе, и ты вдруг понимаешь что у всего - абсолютно у всего - есть две стороны.



Выходим на площадь на перекрестке улиц Ха-Ракевет и Менахем Бегин или Дерех Петах-Тиква.



Потихоньку здесь просыпается жизнь. В ресторане у подножья Бейт ха-Амот уже начинают готовится к обеденному перерыву, повар насаживает жирных куриц на вертел и разжигает гриль. В соседней лавочке старый еврей в кипе протягивает тебе идеально круглый, с пылу и жару, шарик фалафеля. Ма шломха ха бокер? (как у тебя дела этим утром?) – интересуется он. обычное приветствие, на которое есть только один ответ, «Беседер», все в порядке. И действительно, не начнешь же ты рассказывать продавцу в лавке, что уже третий день сидишь на собранных сумках возле пелефона, и ждешь, пока тебя снова призовут на войну. И сколько душевных сил у тебя этот процесс отнимает. Как у тебя, интересуюсь я в ответ. - Барух Ха-Шем, бли Недер! (слава Богу, тьфу-тьфу-тьфу,) - отвечает он. Нитраэ махар (увидимся завтра), Цион, я махаю рукой и ухожу.



Вид на площадь с другой стороны. Справа от оранжевого здания - Бейт-Адар, первое офисное здание Тель-Авива, построенное в тридцатых годах прошлого века в интернациональном стиле. И его я не сфотал, поэтому у меня уже перед вами три долга - Бейт ха-Мехес, бейт ха-Сохним и Бейт-Адар. Перед площадью велосипеды на прокат. Мое внимание привлек темнокожий парень с прической панк на одном из таких великофф, но он кричит мне,чтобы я не фотографировал его, и закрывает лицо руками. Я всегда уважал право на частную жизнь, поэтому фотографию удаляю. Другие люди ничего против моего фотоаппарата не имеют, поэтому я делаю еще один кадр.



На переднем плане - небоскреб Соноль, немного напоминающий здания в Лондонском Сити - http://lorien22.livejournal.com/251927.html. Наш, пожалуй, покрасивее будет.



Напротив Соноля на второй стороне - небоскреб Левинштейн, до недавнего времени одно из самых высоких зданий в Израиле (125 метров). В наши дни оно уже даже не попадает в двадцатку - Тель-Авив слишком активно строится. У подножья - белый домик в стиле Баухауз.



Поворачиваемся спиной к Сонолю, и начинаем идти по улице Менахем Бегин.



Вдалеке виднеется еще один небоскреб, Бейт-Рубинштейн, именно к нему мы и направляемся. На переднем плане - еще одно здание в стиле баухауз, чудом уцелевшее.



На этой фотке мне нравится количество цветов и стилей. Ну и конечно - маршрутка, еще один символ Тель-Авива.



Продолжаем идти по Менахем Бегин. Еще одно любопытное белое здание - "Дом-Ячейки". Напоминает немного знаменитый "Дом-Шестиугольников" Цви Хекера в Рамат-Гане - тот самый, то напротив Спиралевого - http://lorien22.livejournal.com/140137.html.



Выходим на очередную площадь, перекресток улиц Менахем Бегин, Карлибах, на которой, в сущности, я и работаю, Ицхак Садэ, и Линкольн. Белый дом ля-модерн - здание на Карлибах один. Мне напоминает Гауди и Барселону - http://lorien22.livejournal.com/128078.html



Напротив - уже упомянутый небоскреб Бейт-Рубинштейн



Напротив вообще воистину легендарное здание - Бейт-Маарив. В этом доме в течение наверное ста лет заседала редакция газеты "Маарив", основанная тем самым Карлибахом, в честь которого и названа улица. В наши дни газета, мягко говоря, не процветает, и редакции пришлось пригласиться вон. Даже знаменитый знак убрали. Кстати здание примечательно еще тем, что в нем я свое время честно отработал четыре года. А теперь вот опять работаю неподалеку. Вот так все в жизни возвращается на круги своя.



Во время войны ресторан "Олив" на Карлибах 1 вывесил громадный израильский флаг. Со временем пыл немного поутих, или устали - ведь эта война не кончится, похоже, никогда - и флаг заменили более, так сказать, скромным. Мне особенно нравится надпись рядом с флагом - выход для экстренной эвакуации (Йециат Херум). Как по мне, так это лучше всего символизирует нынешнюю ситуацию в стране.



Удивительный факт - я еще даже не дошел до работы, то есть сейчас где-то 9 часов утра, а у меня уже набралось на целый пост. Тут есть два варианта - либо в моей жизни действительно так много происходит (нееее), либо я слишком люблю балаболить (более вероятно). Что напоминает мне 2010 год - я тогда только начинал учиться на вторую степень в универе, ко мне подошел один из преподавателей, проверявший одну из моих работ, и говорит: знаешь, что самое главное, когда пишешь 30-страничный реферат на ту или иную тему? Я сделал вопросительное лицо. - Умение написать листов десять, и при этом еще ничего не сказать. Ты обладаешь этим умением на отлично, поэтому ты у нас преуспеешь. До сих пор не могу решить, комплимент это или нет.

Энивей - похоже "один мой день" придется разделить - если, конечно вы не хотите прочитать в одном посте эпопею толщиной в "Войну и мир" (еще одна аккуратная аллюзия на название поста) и смотреть 100 фотографий разных зданий. Во второй части мы отправимся в Сарону - поселение темплеров в самом центре Тель-Авива, недавно перестроенного и отреставрированного.

Tags: Архитектура, Война, Жизнь, Израиль, Исследуем страну, Тель-Авив
Subscribe

  • Греция 2.0 - Ханья

    Продолжаем использовать приоткрывшееся окно в мир (а точнее в Грецию). После выходных на Родосе мы решили на этот раз посетить остров Крит, и…

  • День Рождения

    41. Как быстро летит время...

  • Родос - любимые моменты

    Израиль потихоньку отходит от Коронавируса, и с возвращением в привычный мир, начинают возвращаться и путешествия. Мы решили воспользоваться…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Греция 2.0 - Ханья

    Продолжаем использовать приоткрывшееся окно в мир (а точнее в Грецию). После выходных на Родосе мы решили на этот раз посетить остров Крит, и…

  • День Рождения

    41. Как быстро летит время...

  • Родос - любимые моменты

    Израиль потихоньку отходит от Коронавируса, и с возвращением в привычный мир, начинают возвращаться и путешествия. Мы решили воспользоваться…