Вылазка на Север Израиля - крепость крестоносцев Бельвуар и древний римский город Скифополис

За что я больше всего люблю Израиль - ты можешь побывать в средневековой крепости крестоносцев, в древнем римском городе, в еще более древней иудейской синагоге, в уникальных христианских церквях, расположенных в арабских деревнях - и все это успеть за один день, так как все вышеуказанные достопримечательности находятся на пятачке в 10-15 километров. Нет другой страны в мире с такой богатой историей и таким количеством туристических объектов на квадратный метр. Итак, отправляемся на север Израиля, и начнем наше путешествие с крепости крестоносцев Бельвуар, которая в наши дни называется национальный парк Кохав ха-Ярден.



И продолжим его осмотром древнего римского города Скифополис, который в наши дни носит название Бейт-Шеан



Крепость Бельвуар находится в восточном углу Рамат ха-Кохав. Подняться на гору, кстати, не так просто - дорогу, которая ведет к крепости, похоже не чинили с начала образования государства Израиль, всюду ямы и страх божий, что не совсем понятно - все-таки ККЛ, Национальный парк. Именно в тот день когда мы там были, улучшали дорогу рядом, однако сам подъем к Бельвуару оставили без внимания. Однако упорного туриста в моем лице и моих обезбашенных спутников ничего не остановит, и вот мы у цели.



В национальном парке Кохав ха-Ярден две главные достопримечательности - собственно сама крепость Бельвуар



И сад скульптур Игаля Тумаркина - главного израильского скульптора



Конечно достопримечательность этот сад скульпутр или нет - это еще большой вопрос, однако у нас еще будет время в очередной раз обсудить особенности современного искусства. А пока отправимся осматривать крепость



Поскольку крепость, как положена, окружена рвом, вход в нее - по такому мосту. Не для слабонервных типа меня, и тем более не для страдающих боязнью высоты - тоже типа меня. Но поскольку жизнь она такая - один день овсяная каша, один день страшные мосты, пришлось прорываться.



Еще немного страшного моста, чтобы вы поняли все величие моего подвига



Ну а теперь немного истории. Форт Бельвуар начали строить в 1168 году. К 1189 году строительство было окончено - то есть одну из самых великолепных и могущественных крепостей крестоносцев взяло построить всего 21 год (по тем понятиям - это просто чудо). Цель крепости ббыла препятствовать мусульманам добраться до Иерусалимского королевства. Бельвуар выдержал атаку в 1180 году, и в 1182, когда здесь произошла битва между королём Балдуином IV Иерусалимским и Салах ад-Дином. Даже после поражения мусульманам в битве Карней Хитин в 1187 году крестоносцы не сдали крепость. Мусульмане уже захватили Иерусалим, Акко и огромную крепость в Цфате, но не смогли покорить Бельвуар.



Только в 1189 году, после полуторагодичной осады рыцари ордена госпитальеров, которые уже увидели крушение всего королевства крестоносцев, решили сдасться, и освободили крепость Бельвуар, что по французски означает "красивый вид". И действительно, виды с крепости доставляют.



Как впрочем и сама крепость, даже в ее нынешнем виде



Конечно сейчас Бельвуар не так впечатляет, как когда-то, когда от крепости остались в основном развалины. Да и на фотографиях этого не передать - почему-то на всех кадрах остается твердое ощущение, что перед вами - груда камней.



Однако Бельвуар действительно красив. Это, конечно не было такое "вау" как в Овакудани - http://lorien22.livejournal.com/234414.html - но когда я бросил первый взгляд на крепость это тоже было "вау". Если кто-то еще не был здесь (у меня в последнее время появилось настойчивое ощущение, что многие достопримечательности своей страны я посещаю чуть-ли не последним) - я настойчиво рекомендую вам посетить это место. Мне кажется вы не пожалеете.



Еще чуть-чуть Бельвуара - сохранившаяся арка, символ крепости.



Туристы тоже были, правда не так много. Очевидно в такую жару на гору полезут только аристократы или... аристократы.



А вот так выглядела крепость в своем изначальном обличье. Помоему не хуже знаменитого Крак де-Шевалье в Сирии. Тем более, что сейчас ту крепость разрушат в гражданской войне, да и нам израильтянам не светит в ближайшие годы ее увидеть, увы. Так что пока будем ездить в Бельвуар.



Ну а теперь перейдем от прекрасного к ужасному (в каждой истории должен быть герой и антигерой) - саду скульптур Игаля Тумаркина



О современном искусстве спор ведется уже долго - начался он еще здесь, после посещения выставки Энди Уорхола в Тель-Авивском музее - http://lorien22.livejournal.com/225835.html. Однако если Уорхол, Баскиат, Мондриан и иже с ними мне еще как-то понятны, творения Тумаркина в основном вызывают у меня недоумение.



Тем не менее не могу отрицать, что Игаль - личность неординарная. Как и по своим очень резким высказываниям и критикой, с которой конечно можно и нужно не соглашаться, но ее нельзя игнорировать, так и своим творчеством - примерно по тем же причинам.



Самое известное творение Тумаркина (перевернутая пирамида) находится в самом центре мира - на площади Царей Израилевых в Тель-Авиве. Некий намек на тему Холокоста можно обнаружить и здесь.



Например вот тут на первом плане справа находится композиция "От Толстой Берты к худой Розе". Толстая Берта - это прозвище немецкой пушки. Дуло ее направлено на фигуру Розы Люксембург. Между ними - железнодорожные рельсы, наверное самый сложный символ в истории современного Израиля (недавно было проведено исследование, показавшее, что слово "поезд" реже всего используется в израильском диалоге, как в устном так и в печатном)



Есть в этом парке и композиция Тумаркина под названием Arbeit Macht Frei? - также с рельсами, и тачкой, на которой лежащего мужчину везут в пирамиду. Я не хотел ее фотографировать, благо иногда хочется избежать хоть где-то этой темы. Но вот тут она видна на заднем плане.



О самом Тумаркине распространяться не буду - о нем не писал разве что самый ленивый, да и не уверен я, что хочу уделять этому человеку излишнее внимание. Изменил он израильское современное искусство, или не изменил, иногда его скульптуры - полный отстой)



Хотя на фоне крепости Бельвуар иногда они смотрятся почти красиво



В общем, у любого творца есть любители и хулители, есть менее удачные творения



А есть и более удачные. Или хотя бы к ним подобран удачный фон (это как кашу маслом не испортишь, так и Бельвуар Тумаркиным не испоганить))



Ну а мы с вами уедем из Бельвуара, и отправимся в древний римский город Скитополис, вокруг которого в наши дни располагается современный израильский город Бейт-Шеан.



Как выяснилось, попасть в Национальный парк Бейт-Шеана не так то просто - даже Waze отказывался помочь. В итоге мы поставили машину не там, и немного поплутали по городу - что, в сущности, не так страшно, если бы не пятидесятиградусная жара. По дороге мы обнаружили музей города Бейт-Шеан.



Любопытный рынок



И эдакий мини-амфитеатр или арену. Это заставило нас подумать, что мы на правильном пути, но сии надежды в итоге оказались ошибочными)



Но поскольку все в жизни имеет свое логическое завершение - в итоге мы таки попали в сам "Скифополис". Все здесь как будто выжжено солнцем



Амфитеатр. Таких конечно я уже видел много, как в Кейсарии, например или в Афинах, где ставили свои пьесы Эсхил, Софокл и Еврипид, но тем не менее они каждый раз впечатляют.



Всюду колонны. Напоминают Петру - http://lorien22.livejournal.com/145361.html, хотя Петра, конечно, не сравится ни с чем.



Главная улица Палладиус. Опалительная красота.



Вдалеке видно гору. Очевидно оттуда умопомрачительный вид - подумал я, и немедленно отправился в путь, несмотря на грозящий мне тепловой удар. По дороге я быстро фотографировал самые любопытные развалины.



Есть у моего любимого Бунина рассказ (по-моему Господин из Сан-Франциско), где жара - неотъемлемая часть повествования. Она так ощутима, что ты прямо чувствуешь ее кожей. Этот рассказ вспоминался мне, когда я подымался на гору в Бейт-Шеане, проклиная всё и вся.



Но виды с горы конечно компенсируют все.



Пока не поздно - совсем чуть-чуть истории. Меня кстати удивило, что в официальном буклете написано, что заселение Бейт-Шеана началось еще пять тысяч лет до нашей эры - что идет вразрез с теорией Бога, так как в Танахе утверждается что Бог сотворил землю 5775 лет назад. Кто нибудь хочет мне это объяснить?



Энивэй, В позднюю Ханаанскую эпоху (1600-1200 года до Н.Э.) здесь было египетское владычество. Израильские племена не смогли в те времена захватить Бейт-Шеан. В итоге город захватил наш главный король Давид, и в эпоху его сына Соломона Бейт-Шеан превратился в важный административный центр. В 732 году до Н.Э город был захвачен ассирийским королем и разрушен.



В Элленистскую эпоху здесь был основан город, который по гречески назывался Ниса-Скифополис. Легенда рассказывает, что бог вина Дионис похоронил здесь свою няню Нису, и заселил здесь скифов. Во второй век до Н.Э. город захватили Хасмонеи. Все гои из города были изгнаны, и Бейт-Шеан стал еврейским. Позднее в 63 году до Н.Э город захватили римляне. Позднее, в ходе иудейского восстания в 66 году все не-гои были перебиты. What goes around - comes around.



В Византийскую эпоху Бейт-Шеан превратился в большой христианский город, который одно время насчитывал от 30 до 40 тысяч человек. Ну а в VII веке город захватили мусульмане, и на этом, как всегда, все закончилось. В 749 году в городе вдобавок произошло сильное землетрясение и произошла картина Репина "приплыли".



Раскопки в Бейт-Шеане начались еще в двадцатых годах прошлого века, и ведутся до сих пор. Причем пока откопано всего 10-15 процентов от Скифополиса.



Это особенно хорошо видно здесь, например. Колонны, развалины, и вдруг - древняя улица кончается, и дальше - жестяные коробки невтемные.



Наверху на горе, кстати, кто-то вырастил прикольное дерево.



Которое изумительно вписывается в пейзаж



А горы, горы... Как же тут красиво... но жарко...



А ведь это еще север страны, не юг. Впрочем свой месяц на юге я уже недавно провел во время войны - http://lorien22.livejournal.com/257608.html. Так что меня теперь ничем не испугаешь, а уж жарой так точно. Но нам пора покидать Скифошеан, поэтому последний взгляд сверху на древний город.



И бай-бай. Кстати в сувенирном магазине я обнаружил прикольную майку, которая лучше всего, так сказать, объясняет сущность еврейского народа)



Типа на Моисея надейся, но и сам не плошай. Эх, правительству нашему поучиться бы, блин. Ладно, шут с ними. На этот раз хватит. Во второй половине этого северного приключения мы отправимся в древнюю иудейскую синагогу Бейт-Альфа, а потом для баланса посмотрим христианские церкви в арабских деревнях Мухрака и Нейн. Вот такая вот обширная у нас страна, и это еще не учитывая тот факт, что совсем неподалеку вдобавок находится город древних мозаик Ципори с нашей собственной еврейской Мона Лизой - http://lorien22.livejournal.com/248695.html, и уникальный город мертвых Бейт-Шеарим - http://lorien22.livejournal.com/241729.html. А рядом еще много всего. Но об этом - в следующий раз.
Прямо за музеем Бейт-Шеана находятся руины крепости крестоносцев. Не такой навороченной, как Бельвуар, но всё же. А любопытный рынок - османское административное здание. Неподалёку есть заброшенная мечеть.
http://bukvoed.livejournal.com/51756.html
А вообще в Бейт Шеане масса археологических интересностей, всё и не перечислишь.
А как называется эта крепость крестоносцев?
Я уже понял, что в Бейт-Шеан, как в сущности в практически любое другое место, лучше приезжать минимум на день, и, учитывая израильские реалии, желательно зимой или в лучшем случае поздней осенью)
дерево на холме участвовало в натурных съемках рок-оперы Jesus Christ Superstar - на нем вешается Иуда в конце. Так что артефакт исторический
ух ты, как интересно (это я про крестоносцев и римские развалины), спасибо!
Поставила себе "псису" - ежели таки доплетусь до Израиля, непременно надо съездить)
Непременно приезжайте в Израиль - это маст!
П.С. Для необразованных из нас - что такое "псиса"?)
Очень все подробно и с картинками. Спасибо интересно читать.
немного дальше за холмом есть еще мост. разрушеный, но сильно живописный. правда подход к нему колючей проволокой обнесен. ну очень низенькой. она (и протоптанные за ней тропы) как бы намекает, что когда нельзя но очень-очень хочется, то немножко можно. одним глазком хотя бы.

про жару - это увы да. в конце ноября все еще было ооочень жарко.
немного дальше за холмом

Вы про Бельвуар или про Бейт-Шеан?. А то холмов там много)

Edited at 2014-09-09 02:57 pm (UTC)
Северные вылазки, продолжение - древняя мозаика в сина
User pilip_pilipich referenced to your post from Северные вылазки, продолжение - древняя мозаика в синагоге Бейт-Альфа, Нейн и Мухрака saying: [...] Если кому вдруг интересно, первая часть вылазки здесь - http://lorien22.livejournal.com/260603.html [...]
здравствуйте!
с удовольствием листаю ваш блог, готовясь к поездке.
Скажите, в какое время можно рискнуть поехать в эти места где-то через неделю, чтобы не было совсем уж жаркой жары? с ребенком т.к.
Добрый день, и добро пожаловать)
Думаю в эти дни у вас больше шансов встретить дождь, чем жару. Но я бы приехал наверное к открытию часам к 9 если есть такая возможность, чтобы часы от 12 до 14 провести по возможности в кондиционированном помещении, скажем в кафе)

Edited at 2014-11-07 07:21 am (UTC)
Как Бейт Шеан превратился в библейский Содом
В своей статье:
https://proza.ru/2014/12/21/1692
я утверждаю, что лилературным прототипом библейского Содома стал Бейт Шеан. В раннем варианте Аврам освобождал этот город и получал за это благословение городского правителя Мелхиседека, просившего Бога о вознаграждении героя. Аврам немедля получал божественную награду.

Иерусалимским жрецам пришёлся не по вкусу этот эпизод автора ефремлянина, возвеличивавшего неприятельский город. В результате редактирования Бейт Шеан был заменён Содомом, за который наград не полагалось.

Крупин Сергей
Очень порадовали виды с горы. Дочка так туда рванула, что не взяла камеру, а я не решилась. Мы были в мае при идеальной погоде. И по сравнению с первым посещением лет 15 назад, видны изменения к лучшему, что радует. :)
Мы были в пятидесятиградусную жару) Мой папа вообще через три минуты сломался, а я решил, что возьму гору штурмом при любом раскладе. Но работать пришлось быстро и оперативно))
Вот еще раз хочу сказать, как я завидую белой завистью людям, которым такие вещи интересны! Я знаю, что мы с Вами здесь так и не сходимся, но вот именно подобные посты говорят мне, что я совсем не воспринимаю Израиль как место, которое мне интересно с точки зрения архитектуры ли, культуры ли, искусства ли...
Археология для меня не имеет никакой привлекательности, эти развалины выглядит как "мертвое и ненужное", за исключением амфитеатра и колонн - что совсем не "еврейское" - единственно, что интересно, хотя есть Тверия - а это как одноразово посмотреть все колонны и все амфитеатры, существующие в Израиле - и все.План по выполнен. Я не могу смотреть на камни и проникаться величием, что это было построено... лет назад.
Лучше уж с Вами - за границу!-)
( пост про Рамле убил меня - самое плохое, что для меня называется "жить в трущобах", сконцентрировано там...)
Как раз Тверия мне очень не понравилась. То есть в смысле старины может быть там все не так плохо, но город выглядит совсем ужасно, даже Рамле намного опрятней и как-то атмосферней.
Впрочем про Тверию я скоро напишу, так что сможете судить сами.