Lorien (lorien22) wrote,
Lorien
lorien22

Category:

Япония в Бирмингеме - коллекция Нэцкэ и Укиё-э в музее искусств

Конечно после Лондона, Британского музея, Музея Естественной Истории и Виктории с Альбертом все музеи уже кажутся какими-то не такими. Однако, как выяснилось, и Бирмингему есть чем похвастаться по части прекрасного. Здесь есть, например, уникальный Музей ручек, о котором я даже думаю сделать отдельный пост, несколько очень оригинальных домов-музеев, мельница Толкиена и очень приличная коллекция искусства в главном музее города. Особенно этот музей богат своей коллекцией японского искусства, а так как не так давно я был в Японии, и вообще безумно люблю все, что связано с этой страной, то решил показать вам некоторые экспонаты из коллекции, особенно все, что касается Нэцкэ и Укиё-э



Однако начнем обо всем по порядку



Главная "площадь" музея. Посредине - скульптура нашего пацана Якоба Эпштейна "Люцифер". Архангел Люцифер несет свет в массы и считается самым красивым ангелом. Он осмелился бросить вызов Богу, за что был осужден на вечное пребывание в аду. Эпштейн изобразил Люцифера руками к низу, по направлению к дьявольскому пламени. Он также придал скульптуре двойственный облик, использовав голову женщины и тело мужчины.



Хенри Маркс - Доминиканцы в перьях. Критика на монахов, и их длинные черные облачения. Мне лично просто пингвинэ понравились



Султангандж-Будда, один из самых ценных экспонатов Бирмингемского музея. Статую отлили из бронзы в период Гупты (320-650 год) в Бихаре, на севере Индии. Монастырь, в котором стояла статуя подвергся неизвестной нам угрозе, и монахи выкопали огромную яму, с целью спрятать в ней 590-килограммовый монумент. Похоже монахи не выжили, и статуя находилась под землей как минимум пятьсот лет. За это время Буддизм практически полностью исчез из Индии - некоторые аспекты этой религии были интегрированы в Хинди, а потом страну захватили мусульмане и наконец британцы. В 1861 году во времена Британского правления инженер Харрис строил железную дорогу, и в ходе раскопок обнаружил легендарную статую. Сообщается, что за первую неделю на Султангандж-Будду пришло посмотреть более 10 тысяч человек.



Кадр получился неудачный, но эту статую нельзя обойти стороной. Одно из самых ранних изображений Будды, из Гандхары в Пакистане, II век. Поскольку Гандхарские скульпторы были потомками армии Александра Великого, в их творчестве очень заметны греческие влияния. Здесь мы видим сложное сочетание одежды и локонов, типичное для греческой скульптуры. Только удлиненные ушные раковины указывают на то, что скульптура на самом деле изображает Будду.



Ну а теперь перейдем таки к японскому искусству.



Некоторые кадры, как мы видим, не особо получились, но поскольку мои посты об искусстве все равно никто не читает, то я решил, что позволю себе ставить те фотографии, которые мне нравятся. А теперь рассмотрим некоторые Нэцке по отдельности.



А вот это - мой любимый. Думал его даже в заглавную вынести, но потом решил, что композиция привлечет больше внимания.



Поскольку рассказывать о традициях Нэцке можно очень долго, я не стану этого делать. Расскажу только, что Нэцке - это миниатюрная скульптура, которая использовалалсь в качестве подвесного брелка на традиционной японской одежде кимоно и косодэ.



Первые нэцкэ появились в Японии во второй половине XVI — начале XVII века. Однако те мини-скульптурки, которые дошли до наших дней были созданы не раньше первой половины XVIII века. К этому времени художественный язык миниатюрной японской скульптуры уже полностью сформировался, и период с середины XVIII века по середину XIX века мы можем считать «золотым веком» нэцкэ. Ну а мы перейдем к совсем другой форме искусства - Укиё-э. Укиё-э переводится с японского как "образы плывущего мира" (кстати у английского автора японского происхождения и одного из моих любимых современных писателей Кадзуо Исигуро есть книга "Художник плывущего мира" - почитайте. Не такая сильная как "Не отпускай меня", или "Когда мы были сиротами", но тоже очень даже). Это направление в японском искусстве получило развитие в период Эдо во  второй половине XVII века. В основном для Укиё-э характерны картины обыденной жизни, созвучные городской литературе этого периода, и обычно на них изображали гейш, борцов сумо и актеров из театра кабуки. Позднее стали популярны пейзажные гравюры, и сейчас мы посмотрим несколько из них.



Утагава Куниёси, мольба о дожде на мосту в Рейсане, Камакура. В Камакуре со мной произошла прекрасная история - в одном из храмов я едва не стал мессией! Подробней об этом можно прочитать здесь - http://lorien22.livejournal.com/233365.html, а мы вернемся к нашим Укиё-эям). Это картина - одна из серий в десять картин, изображающая чудеса, который сотворил Ничирен. Монах Ничирен принадлежал к секте Ничирен, к которой, кстати, принадлежал и сам художник Куниёси. В 1271 году Камакура страдала от страшной засухи. Сначала правительство послало за монахом Рёканом, с целью сотворить молельную церемонию, призывающую вызвать дождь. У Рёкана ничего не получилось, но когда молитву осуществил Ничерен, пошел дождь.



Еще одна Укиё-э Утагавы Куниёси под название: дары моря и горы, провинция Оми. Пейзажы Куниёси частенько изображают сцены из поседневной жизни, и именно это придает им какую-то особую человечность. На этой картине женщина нагибается, чтобы придержать кимоно, сдуваемое сильным ветром, её кайши упал на землю и бумаги унесло ветром. А слуга пытается воевать с зонтиком. Происходит эта сцена у реки Бива, на фоне - гора Хира. В конце марта сильный ветер под названием Хира-Ороши часто дует с гор Хира по направлению к речке Бива, на границе префектур Шига и Киото.



Еще один Куниёси, из той же серии "Дары гор и моря", на этот раз: Снег в Кага. На этой картине Куниёси переводит фокус не на сами дары гор и моря, а на людей, живущих в провинциях. Кага находится в южной части префектуры Ишикава на берегу Японского моря. Здесь изображен сильный снегопад и суровая зима в регионе. Мы видим красивую женщину с прической Кугай-Маж, которая указывает на то, что она замужем и богата. Слуга поправляет ей гета - деревянные сандалии.



Утагава Хирошиге, Осенняя луна над Ишиямой. Утагава Хирошиге был сыном правительственного пожарника. В 1811 году он присоединился к школе Укиё-э, которой управлял мастер Тойохиро. Обычно он рисовал девушек, солдат и актеров, но в 1830 году перешел на пейзажи. Его чувственный подход к цвету отражает изменения, происходящие в природе в различные времена дня и года. Вдохновлением к этой картине, изображающей полную луну над горой послужила поэма: "О Стена Камней, лик луны, что вы видите у реки Ниво - не красивее ли он Акаши или Сума, залитых лунным светом?"



Еще один Утагава Хирошиге, 53 станции на пути в Хоккайдо: неожиданный ливень над Шоно. В 1833 году Хирошиге путешествовал по пути Хоккайдо, великой императорской дороге, соединяющий Киото и новую столицу Эдо. Весь свой 500-километрый путь Хирошиге делал наброски и рисунки. На этом он изображает "Хакуу", Белый Дождь. Здесь особо четко видно все своевластие природы, и как человек склоняется перед ней.



Утагава Токоюни, "Три красоты": Снег. Токоюни, сын мастера по производству кукол, в основном иллюстрировал популярные новеллы и короткие рассказы. Эта картина из серии "Три красоты": Юки (снег), Цуки (луна) и Хана (цветок). Изображенная на картине женщина - проститука из низших слоев общества, изветсная как Ютака (ночной сокол). Она работает нелегально на улицах Эдо (Токио наших дней), и ей может быть и 60 лет. Она покрасила свои волосы в черный, но седина отчетливо видна. На голове у нее Тенуги, тонкое японское полотенце, которое она кусает в муках. Ее соломенный коврик и истрепанный зонтик указывают на низкий социальный статус.



Кейсай Эйсен, Эдо, река Сумида далекий вид на снег. Эйсен вышел из семьи самураев клана Фудживара. В Японии приобрел особую популярность из-за эротических изображений, но на Западе его пейзажи привлекли особое внимание. Эта картина изображает жизнь на реке Сумида зимой (я, слава богу, плавал по ней летом - http://lorien22.livejournal.com/232644.html). Контраст между синим и белым создает у зрители очень сильное ощущение всей суровости японской зимы.



Конечно коллекция Бирмингема не сравнится с Национальным музеем Токио - http://lorien22.livejournal.com/239807.html (с ним вообще мало что сравнится), но тоже вполне себе ничего себе. На этом об Укиё-э хватит. Бросим взгляд на доспехи самурая, и, поскольку мы все же в Англии, то посмотрим теперь немного и обычного европейского искусства.



Как оказалось, и в этом смысле Бирмингемскому музею есть чего предложить. Здесь есть даже Ботичелли.



Здесь в общем где-то Иисус, как на всех картинах того времени. Зримо или незримо. Я этих Иисусов за свою жизнь столько насмотрелся, что они уже мне все на одно лицо, увы. Что не мешает мне нежно любить Ботичелли. Одного даже недавно к нам привозили в Музей Израиля в Иерусалиме. А мы давайте лучше полубуемся моим любимым Морисом Утрилло.



Или не менее любимым Модильяни



Портрет Мадам З, известной в миру как Ханка Зборовска - жена агента Модильяни по продажам картин. Ханка была из семьи польских аристократов, которая училась в Париже на преподавательницу, и встретила Леопольда Зборовского, еврейского поэта из Варшавы и одного из лучших друзей Амедео. Красоты Ханки настолько поразила Модильяни, что он написал несколько ее портретов, которые в наши дни считаются едва ли не самыми важными работами в творчестве итальянского художника.



Уолтер Сикерт, Угольщик. Эта картина основана на фотографии из газеты, изображающей воссоединение угольщика с женой, после длительной забастовки в угольной шахте. Примечателен контраст между обыденностью этих людей и композицей, которая придает фигурам почти геройский облик.



Густав Курбе, Венера преследует Психею. Психея спит в кровати, а Венера отодвигает занавеску, чтобы поглядеть на нее. Классическая тема картины якобы скрывает истинную тему, которой является лесбианство. Тема любви между женшинами очень привлекала художников и поэтов того времени, например близкого друг Курбе Шарля Бодлера. Курбе изображает Венеру очень неприглядной мясистой фигурой, а игра светлых тонов в противостоянии c темной драпировкой напоминает по стилю Рембрандта или Тициана.



Дега, Римская нищенка. Очень нетипичгая для французского художника картина, которую он нарисовал всего в 23 года. В тот период своего творчества Дега любил копировать картины Старых мастеров и подражал стилю Веласкеса.



Уильям Флинт, серебро и золото. Просто понравились цвета на этой картине. Вряд-ли фотография это передает



Альфред Сислей, церковь Море во время дождя. Подражая Моне и его серии картин Руанского собора, Сислей рисовал эту церковь со всех возможных углов и ракурсов.



Портреты Росетти и Холлмана Ханта. Про обоих художников я уже рассказывал в ходе посещения национального музея Кардиффа в Уэльсе - http://lorien22.livejournal.com/255303.html. Кстати с Хантом связано многое в Иерусалиме. Например его дом на улице ха-Невиим - http://lorien22.livejournal.com/245271.html, и его скамеечка у монастыря Мар Элиас - http://lorien22.livejournal.com/142977.html, где художник очень любил сидеть и рисовать окрестные пейзажи.



Эту картину, оказывается спасали всем Бирмингемом - Доктор Аш, кисти Джошуа Рейнольдса. Следовало собрать 875 тысяч фунтов, чтобы выкупить картину, и оставить ее в  этом музее.



Красивые близняшки, правда?) Еще я обнаружил в музее всякие вкусности связанные с (кем же иначе?) Чарльзом Диккенсом



И неплохую золотую коллекцию.



Конечно она не такая изумительная, как коллекция Золотого музея в Дублине - http://lorien22.livejournal.com/224721.html, но тоже неплохая. На этом пожалуй хватит. Если вы хотите еще рекомендаций по поводу музеев в Бирмингеме, то можно зайти в Barber Institute of Fine Arts в Бирмингемском университете (я кстати очень жалею, что туда не попал, потому что именно там сформировалалсь главная культурологическая школа второй половины двадцатого века, то есть примерно 90% текстов, которые я последние пять лет изучаю в универститете), или в места указанные ниже. Особенно стоит обратить внимание на среднюю картинку, поскольку именно у этой мельницы жил великий и неповторий Джон Рональд Руэл Толкиен, а это место вдохновило его на пейзажи, описанные в "Хоббите" и "Властелине Колец".



А если вас посетило низменное и вы проголодались - посетите шоколадную фабрику в Кадбури. Такого вы еще не видели, ручаюсь вам)
Tags: Великобритания, Выставки, Европа, Музеи, Самое прекрасное в мире
Subscribe

  • Сербия - любимые моменты

    Состоялось наше первое путешествие в пост-коронавирусную эпоху. Выбор был невелик - из Израиля выпускают примерно в три страны, и только одна из них…

  • День Рождения Бабушки

    У бабушки сегодня День Рождения. Ей исполнилось 97 лет!

  • Географический Флешмоб

    Подхватываю флешмоб о крайних точках на карте мира. Ранее видел у yarowind, a сегодня подхватил у sewa7 Север, Юг, Запад…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Сербия - любимые моменты

    Состоялось наше первое путешествие в пост-коронавирусную эпоху. Выбор был невелик - из Израиля выпускают примерно в три страны, и только одна из них…

  • День Рождения Бабушки

    У бабушки сегодня День Рождения. Ей исполнилось 97 лет!

  • Географический Флешмоб

    Подхватываю флешмоб о крайних точках на карте мира. Ранее видел у yarowind, a сегодня подхватил у sewa7 Север, Юг, Запад…