Lorien (lorien22) wrote,
Lorien
lorien22

Categories:

Мазкерет Батья - белорусский поселок в центре Израиля

Отвлечемся на время от Великобритании и Албании, и вернемся в любимый Израиль. В прошлые выходные мы искали чем бы себя занять в центре страны, и в итоге решили поехать в институт Аялон в Реховоте - один из самых любопытных музеев, в которых мне довелось побывать, вдобавок расположенный под землей. Однако о нем будет в следующий раз. До музея мы заехали в поселок Мазкерет Батья - первый поселок в Эрец-Исраэль, основанный бароном Ротшильдом еще в 1883 году. Именно о нем я и хочу рассказать.



Мазкерет-Батья выгодно отличается от, например, того же Зихрон-Яакова своей туристической неприлизанностью. В этом поселке чувствуется жизнь даже когда на улицах пустынно.



Прелестные домики начала XX века



Попоробуем вкратце рассказать историю поселка. В 1881 году в России загасили императора Александра Второго. В народе как всегда решили, что во всем виноваты евреи, и начались погромы. Сами евреи тоже как всегда вдруг поняли, что спокойной жизни у них никогда не будет, и надо валить нафиг. В общем все как обычно. Образовалось движение "Ховевей Цион" ("Любители Сиона - к слову, так называется одна из самых красивых улиц в Иерусалиме - http://lorien22.livejournal.com/243721.html), одним из лидеров которого был раввин Шмуэль Моаливер или Могилевер, поскольку он был из Могилева. Любители Сиона верили, что счастье они обретут только на земле обетованной, и вот Моаливер-Могилевер пошел к барону Ротшильду, и попросил его подсобить, или, как говорят на современном языке - подкинуть бабла. Ротшильд согласился, но выдвинул условие, что евреи, которые переедут в новый поселок будут уметь обрабатывать землю, и добывать себе пропитание собственным трудом. Могилевер приехал в белорусскую деревню Павловка (или Павлово - споры об этом, как и об имени раввина, не разрешились) набрал 11 семей (10 мужчин нужно для миньяна, а путь для тех времен очень неблизкий - мало ли кто-нибудь склеит ласты по дороге, лучше перестраховаться), и отправился в Эрец-Исраэль.


(Типичный домик в Мазкерет-Батье)

После долгих странствий и мыканий - переселенцам показывают много разных земель, но им не нравится земля-песок - они в итоге находят подходящую для них почву у арабской деревни Акир, покупают 2660 дунамов земли, и, 7 ноября 1883 года основывают поселок под названием Экрон. Оттоманское правительство не разрешает еврейским семьям строить частные дома, поэтому они просят разрешение на сторительство хлева, коровников и курятников, а свои жилища строят на втором этаже. Эти "дома" называются казармами.



Одна из первых четырех казарм в поселке - казарма семьи Левин. Строили их из камней под названием Куркар, которые добывали на каменоломне в Гадере. Стена первого этажа построена по Багдадской системе, а второй этаж - в форме деревянных арок. Крышу покрывали глиной и специальными марсельскими ветвями. Это здание отреставрировали в 2005 году. А вот и дом семьи Левин. Его построили намного позже, в 1902 году.



Еще одна из казарм, в которой располагалась аптека.



Аптека служила также поликлиникой. Аптекарь, который в сущности, лечил всех жителей поселка, жил на втором этаже. Врач приезжал в Мазкерет-Батью в лучшем случае раз в неделю, а когда начались трения жителей поселка с чиновниками барона, то и того реже. Врач и аптекарь также лечили жителей окрестных поселков и арабов.



Уже в 1883 году поселенцы начинают копать колодец под названием Антилиус. Его глубина составляла 30 метров, а воду вычерпывали при помощи двух антилий. Антилии - это много-много деревянных коробок, соединенных железной цепью. Механизм приводили в действие животные.



Позднее в поселке выкопали новый колодец, где воду качали уже автоматически при помощи насоса, и этот колодец забросили, он опустел и забился. Все сооружения, связанные с колодцем были разрушены, и даже место его нахождения забыто. В 1994 году Антильский колодец был обнаружен, и отреставрирован. Вот так он выглядит сегодня.



В наши дни за колодец несет отвественность Музеон ха-Мошава, Музей Поселка Мазкерет-Батья. Сам музей располагается вот в этом доме.



Располагается музей в Бейт ха-Пкидут - одном из двух первых общественных зданий в поселке (вообще это немного смешно - в Мазкерет-Батье все "одно из" - одиз из четырех первых домов, один из восьми первых домов, один из первых двух общественных домов - мы в итоге даже стали подшучивать над этим, учитывая, что в поселке всего домов сто, то каждый из них явно "один из"...). Здание построили в 1885 году, и в нем заседали чиновники барона Ротшильда. Потом оно служило как Бейт ха-Ваад (то есть тут заседала специальное собрание жителей города), зданием регионального совета, полицейской станцией, банком, почтовым отделением, и зданием, где заседала комиссия по аграрным вопросам. В общем, это здание служило всем. Вторым "из двух" общественных зданий была старая синагога, которая, увы, до наших дней не дожила. Зато следующая дожила, и еще как.



В 1925 году Ротшильд приезжает в Мазкерет-Батью в последний раз - он уже отходит от дел, и хочет еще раз посмотреть на свое любимое детище - первый созданный им поселок, который он любил настолько, что его даже назвал его в честь своей матери Бетти (оттуда и второе имя - Мазкерет-Батья - "в память о Батьи". Поселенцы, кстати, не были согласны с этим именем, и долгие годы продолжали называть поселок по его оригинальному названию - Экрон). И вот барон решает сделать поселенцам в Мазкерет-Батье еще один подарок и построить им новую синагогу взамен пострадавшей в землетрясении. Он приглашает архитектора Пинкаса Хита, который и проектирует это роскошное здание, строительство которого завершилось в 1927 году.



Построена синагога в эклектическом стиле - "собирательном", то есть в ней сочетаются как западные, так и восточные элементы. Находится она на перекрестке улиц Ротшильд и Могилевер. Одна названа, соотвественно, в честь барона, вторая - в честь раввина, двух основателей поселка. Сразу за синагогой располагается дом-музей раввина Могилевера.



В сам музей мы не попали - суббота все-таки, но в сущности я не особо огорчился - смотреть на могилы раввином знаете-ли, удовольствие сомнительное при всем уважении к самому раввину, и к тому факту, что он практически мой земляк (я из Минска). Не попали мы и в Музеон ха-Мошава - он был закрыт на переучет шницелей. Зато рядом нашли прикольную голубятню и телефонную будку времен Британского мандата.



Таких будок я недавно видел в Англии невиданное количество, но здесь она смотрится красиво, хотя понятно, что никакой практической функции во времена смартфонов у нее быть не может.



Сразу видно, что поселок сельскохозяйственный - всюду выращивают разные продукты, например баклажаны.



Мне теперь самому не верится, но до приезда в Израиль я вообще не ел баклажанов, и долгие годы здесь также не мог никак к ним привыкнуть, а теперь это мое любимое блюдо - я могу есть баклажаны в любом виде и в любом количестве. А Овад - это вообще святое (для тех кто в теме). Грядки охраняют пугала)



Или странные железные скульптуры



Есть в поселке и некоторе количество современных зданий. Я так и не решил, в тему они, или нет.



Кое-где жизнь похоже осовременилась. Есть даже почтовые ящики американского типа)



И современные философские советы а-ля нью-эйдж



Но в основном все-таки домики типично-одноэтажные, начала прошлого века



Еще один красивый домик той эпохи



Мне понравились резные скульпутры во дворике



Вообще каменных домов в Мазкерет-Батье немало. Вот например еще один. В нем располагается галерея, мимо которой трудно пройти, не залюбовавшись.



Еще один дом-казарма. Я увы более интересовался двориком, поэтому не сфотографировал его полностью. На втором этаже располагается кафе с оргинальным названием "Казарма"))



Один из четырех-первых (без этого никуда в Мазкерет-Батье не уйти) домов поселка. Построен в 1883 году. Проживала в нем семья Мордехая Неймана.



Есть в поселке и своя гостиница типа B&B (Bed & Breakfast)



Еще немного типичных домиков



И нетипичных. Дом-НЛО



Прогуляемся немного по Мазкерет-Батье. Благо здесь красиво.



Машинка времен строительства синагоги. Очень вписывается в пейзаж)



Заходим за синагогу. С этого ракурса она, ктстаи, выглядит как типичная церковь



К сожалению дальше смотреть особо нечего - как говорит моя спутница, "край географии". Какие-то унылые граффити



И странный культурный центр Мазкерет Батья-Калгари, рядом с которым есть еще более странный указатель в этот город в Канаде и два вообще неизвестных направления.



Я вообще после радостей последней войны - http://lorien22.livejournal.com/257608.html, аккуратно названной нашим доблестным правительством операцией Цук Эйтан, подумывал о том, не свалить ли мне в Канаду. Но чо-то этот знак меня окончательно разубедил. И далековато как-то, и никто от погромов там меня не страховал в сущности. Обидно потом будет обратно ехать. А пока подойдем к главному дому в поселке - Бейт мешек ха-Барон, который построил сам Ротшильд.



Убейте меня не пойму, почему на доме написано Мифаль ха-Паис - неужели нельзя хоть что-то не изуродовать? Кстати подобный "Мифаль ха-Паис" я видел и в Вильгельме - поселении темплеров, тоже расположенном в центре Израиля - http://lorien22.livejournal.com/259511.html. Однако возвращаюсь к дому - барон был чуваком властным, а его чиновники вообще раздувались от собственной важности, и это вызвало немало трений между ним и его представителями, и жителями поселка. Было два так называемых "бунта", в ходе которых жители Мазкерет-Батьи отстаивали свое право сами высаживать рощи, сублюдать субботний год и прочее. В итоге Ротшильд перекрыл им кран - в буквальном смысле этого слова (закрыл колодец), и отобрал орудия труда, которые и сложил в этом доме. В наши дни здесь на втором этаже располагается художественная галерея.



Вообще-то галерея открыта раз в месяц - первую субботу каждого месяца. Однако поскольку мы были именно в этот день, можно сказать, что нам "повезло", и музей был открыт.



Здесь проходит выставка Исраэля Леви - художника, одного из первых жителей Мазкерет-Батьи, который едва ли не строил этот поселок вместе с Ротшильдом. Тема его художеств - картины, полностью сделанные из газетных вырезок.



Держит галерею дочь Исраэля Леви, которая, конечно в восторге от работ отца. Я ее понимаю, конечно, но восторга, увы, в основном не разделяю.



Есть конечно неплохие экземпляры



Да и по рисункам видно, что человек талантлив



Но в основном конечно это не то. Дочка все жаловалась, что творения ее отца не берут в главные музеи страны. Я конечно в наших главных музеях много дерьма видел гораздо хуже Исраэля Леви, особенно что касается израильского искусства, но в данном случае я с кураторами, увы, согласен. Что хорошо для маленькой домашней галереи не всегда хорошо для больших музеев.



Думаю можно рассматривать творчество Исраэли в некой совокупности с историей поселка, частью которой он безусловно является. Поэтому даже предоставлю фотопортрет.



В общем если заключить, то Мазкерет-Батья - один из самых уютных, красивых и удобных поселков, которых мне довелось посетить в центре страны. Здесь вполне можно остановиться на несколько часов, приятно погулять и поехать дальше. Именно это мы и сделали и отправились в подземный институт Аялон, единственное место в Израиле, где производили пули. В итоге именно эти пули помогли наших солдатам выиграть войну за Независимость Израиля в 1948 году - благо других пуль не было. Но обо всем этом - в следующий раз.

Tags: Архитектура, Выставки, Галереи, Израиль, Исследуем страну, История, Путешествия, Центр Израиля
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 85 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →