Lorien (lorien22) wrote,
Lorien
lorien22

Categories:

Уик-энд на севере Израиля - дом-дворец Литвинских, музей даров моря и крепость крестоносцев Кафарлет

Итак, посетив Авдат, Шивту, дом Бен-Гуриона и индейские вигвамы на юге Израиля, а потом посетив мечеть Али Сидна в Герцлии и "дом на воде" местного Гауди Нисима Кахлона в центре страны, я решил вновь отправиться на север Израиля, и провести там очередной уик-энд. Начал я его с осмотра Бейт ха-Тира, дома-дворца Литвинских в кибуце Гааш, после чего заехал в музей Ха-Мазгега в кибуце Нахшолим, и продолжил путешествие на пляже Ха-Боним, где осмотрел одноименную крепость крестоносцев, также известную под названием Кафарлет.



По дороге на север я заехал в кибуц Гааш, чтобы посмотреть на Бейт ха-Тира - так называемый дом-дворец или усадьбы братьев Литвинских



Этот дом братья Литвинские - Морис, Эмиль и Реймонд - построили в тридцатых годах прошлого века. Братья были сыновьями Эльханана Литвинского - крупного фабриканта, землевладельца, и одного из основателей Тель-Авива. Эльханан переехал в Яффо в 1880 году, основал новый еврейский квартал Ахзат ха-Байт и построил себе дом на Эхад ха-Ам №22, где проходили заседания масонской ложи. Его сыновья также неплохо устроились, основав банк "Купат ха-Ам". Братья вели аристократичный обаз жизни, который вызвал больую неприязнь у жителей еврейского ишува - один из них жил в доме на улице Лилиенблюм, за аренду которго уже тогда надо было платить баснословные деньги, а Морис, который и жил в "доме-дворце", был представителем нефтяной компании "Shell". Со временем он достроил дому еще два этажа.



Литвинские активно скупали земли, планируя поселить на них еврейских иммигрантов. Среди приобретенных ими земель - квартал в Хайфе, участок в районе Калькилии, и самое главное - выкупленный у темплеров квартал Сарона в Тель-Авиве - http://lorien22.livejournal.com/259151.html. Кроме этого, они создали новый пригород Тель-Авива к юго-востоку от Рамат-Гана, который назвали в честь отца Тель-Литвински. После образования государства Израиль в 1948 году земли Тель-Литвински были национализированы, а сам поселок переименован в Тель ха-Шомер.



В наши дни от проекта Тель-Литвински осталось несколько невзрачных зданий, а деятельность братьев напрочь забыта. Про сам дом особо сказать ничего не могу - он конечно красивый и оригинальный, но таких в какой-нибудь самой захудалой Европе двадцать штук на каждом углу. Так что специально ехать вряд-ли стоит, но если мимо проехжать можно и заглянуть на огонек - особенно если знать его историю. Теперь здесь располагается зал торжеств и маклерская контора (кто бы сомневался).



Ну а мы с вами переемещаемся в следующий кибуц - Нахшолим



Главная достопримечательность кибуца Нахшолим - музей "Мизгага", в котором производили бутылки для вина, которые в свою очередь производили винодельни в Зихрон-Яакове и Ришон ле-Ционе. Построил здание вечный барон Ротшильд в 1891 году - тот самый, который "спонсировал" белорусский поселок Мазкерет Батья - http://lorien22.livejournal.com/267002.html и прекрасную Рош Пину на том же севере страны - http://lorien22.livejournal.com/274054.html.



Само здание очень красивое. Напоминает дома в Гданьске... - http://lorien22.livejournal.com/158096.html



Однако сама идея провалилась. Песок здесь был не совсем, а если быть очень точным то совсем не подходяшим для производства стекла. Ротшильд и Ко попробовали завозить песок из Бенилюкса, но и это не помогло - уже в 1895 году завод накрылся. А в наши дни здесь музей подводной археологии, предлагающий осмотреть артефакты, найденные на дне моря в Тель-Доре, одном из самых древних городов Израиля.



Древний город Дор, как и большинство городов "Израиля" был разрушен и перестроен столько раз, что любой Константинополь позавидует. Начиная с XX века до нашей эры здесь жило четыре цивилизации: сначала Ханаанейская, окончившаяся примерно в XII веке до Н.Э. Потом здесь жило племя Sikil, о которой информации я, грешный, не нарыл - табличка в музее сообщила, что они были одним из пяти "народов моря", которые захватили Дор примерно в ту же эпоху, в которую Филистинцы владели северным побережьем Израиля. Сикили жили здесь примерно до 1050 года до Н.Э, а потом Дор захватили Финикийцы, цивилизация которых заправляла здесь до I века до Н.Э. Ну а потом в Дор прибыли Греко-Римская цивилизация, которая основалась здесь до III века нашей эры. Музей предлагает экспонаты всех времен и эпох.



Предметы роскоши и излишества, так популярные в Греко-Римскую эпоху



Мне особенно этот сосуд понравился. Я бы не отказался от такого в свою коллекцию сувениров - http://lorien22.livejournal.com/235205.html - и в нашу современную Тель-Авивскую эпоху)



Еще мне понравилась вот эта статуэтка. Эпоху не помню, но очень напоминает экспонаты музея Кикладского искусства в Афинах, от которого я в свое время безумно впечатлился - http://lorien22.livejournal.com/166549.html



Когда-нибудь руки дойдут, и я обязательно напишу и про тот музей. А пока гуляем по этому, Нахшолийскому. Филистинская львица



Маски. Почти Агамемнон) - http://lorien22.livejournal.com/167044.html



Эта и другие маски были частью обряда, известного уже в Ханаанейскую и Филистинскую эпохи, однако особую популярность он приобрел в эпоху Персидского владычества (V-IV века до Н.Э). Маленькие маски прикрывали лица статуй, принимавших участие в обряде, или вешались на двери домов как мезузы, сцелью отгонять несчастья и злых духов. Большие маски изображали лица богов и их надевали коэны (первосвященники) или просто верующие в ходе церемониальных обрядов. Отмечается гротескность изображения - очевидно потому, что маски должны были отпугивать. Также отмечается, что изображения похожи на Силена из греческой мифологии, старого сатира, сопровождавшего бога вина Диониса. "Маски Силена" были очень популярны в греческом театре, однако подобных при раскопках Тель-Дора пока не нашли. Ну а раз уж мы о сатирах...



Головы сатиров. Из-за любви этих мифологических существ к вину, ими украшали римские и греческие сосуды.



Медузы Горгоны. Несколько изображений этих самых популярных в греческой мифологии существ были обнаружены при раскопках Тель-Дора. У горгон обычно были кабаньи клыки, завернутый внутрь язык, страшные глаза, и на голове были локоны из извивающихся змей. Факт обнаружения горгон в Тель-Доре очень важен - это свидетельствует о том, что уже в VI и V веках до Н.Э. здесь был греческий храм, который посещали местные жители и проезжавшие торговцы. Уникальности этим фигуркам горгон добавляет тот факт, что подобным им не было найдено ни в одной другой археологической раскопке в Израиле!



Сидонийские сосуды. Очень редкие и многогранные) Каждая сторона обычно украшалась изобажениями фруктов, амфор, растений, архитектурными формами и т.д.



Есть также много изображений мужских статуэток



Эти статуэтки также относятся к персидской эпохе и сделаны в восточном или греческом стиле. Все они до единой изображают финикийского бога Баала, хранителя города.



Немного других экспонатов - останки блюдц ранней арабской и мамлюкской эпох



Изумительная греческая мозаика, найденная в Тель-Доре. Мы видим здесь маску, растения и фрукты. Мозаика была частью украшения на полу, в цетнре которой изображалась сцена из греческой мифологии, и ее нашли в римском здании II века, однако предполагается, что изначально мозаика находилась в здании эпохи Эллинизма. Также отмечается, что мастера использовали не местные камни для создания мозаики.



Тарелка эпохи крестоносцев, на которой изображены мифологическое существо - эдакий гибрид пантеры и птицы из персидской мифологии. Это существо предназначено охранять пользователя блюда от бед и несчастий (очевидно, чтобы его не отравили, например). Тема крестоносцев получит свое продолжение, когда мы отправился осматривать крепость Кафарлет на пляже Ха-Боним, но пока еще немного прогуляемся по прекрасному музею Мизгага.



В музее проходят и выставки изделий из стекла современных мастеров



Особо заострять внимание на этом факте не буду, но несколько экспонатов все-же покажу



Раз уж мы о масках...



На этом хватит. Походим немного вокруг самого здания



Полюбуемся



Бросим последний взгляд



И отправимся дальше - в крепость крестоносцев Кафарлет, расположенную около пляжа Ха-Боним



Начинаем восход к крепости. Отметим, что эта одна из единственных в Израиле уцелевших крепостей с круглыми башнями



Не совсем ясно, когда именно была построена крепость. Большиство исследователей относят ее к арабской эпохе - примерно VIII век



Многие также отмечают, что Кафарлет - одна из самых сохранившихся в Израиле крепостей крестоносцев, но мне так совсем не показалось



Помоему Нимрод - http://lorien22.livejournal.com/212788.html или Йехиам - http://lorien22.livejournal.com/268754.html сохранились гораздо лучше, но предоставлю судить это вам



Все заросло травой



Где-то мелькнул знак "археологические раскопки", но и он потонул в растительности. А так - все вокруг в останках, о которых абсолютно никто не заботится



Может быть "дикость" добавляет атмосферы и красоты. Виднеется синее-синее море, и можно полазать в свое удовольствие. Делать это правда стоит аккуратно, чтобы никуда не провалиться или чтобы не сдуло ветром, который здесь нехилый



Построена крепость в стиле средневековых феодальных замков - своего рода квадрат, по углам которого были четыре круглые башни



История рассказывает, что в эпоху крестоносцев (XII век) крепость принадлежала Госпитальерам, которые потом продали ее Тамплиерам. В 1265 году Кафарлет захватил все тот-же Бейбарс король Мамлюков, который добрался и до крепости в Миилии - http://lorien22.livejournal.com/271468.html, и еще много куда. В 1283 году согласно соглашению крепость вернули франкам, однако уже в 1291 году она перешла обратно к мамлюкам, которые в итоге ее и разрушили.



Внутри можно увидеть пещеры. Жилые дома?



А теперь войдем в главные ворота



Полюбуемся на прекрасную входную арку



Восточное влияние налицо. Очевидно поэтому строительство Кафарлета и относят к "арабской эпохе"



Отсюда крепость выглядит очень красиво



Поскольку у меня есть подозрение, что как и в Кафарлете, так и в музее Мазгега в Нахшолим я побывал примерно последний, и не писал об этих местах уже только самый ленивый, я не стал слишком описывать историю крепости. Да и не нужно это иногда. Мне немного жаль, что такое прекрасное место абсолютно заброшено, но с другой стороны это позволяет спокойно расслабиться, полазить и осмотреть окрестности без надзора злостных стражей закона, с которыми, например мне пришлось столкнуться при попытке сфотографировать крепость крестоносцев в Атлите (об этом - следующий пост). Кинем взгляд напоследок на любопытное здание библиотеки напротив крепости



И отправимся восвояси



В следующем посте - продолжение северных приключений. Мы заедем в лагерь пленных в Атлите, осмотрим еще одну крепость крестоносцев под названием Де Латруа, расположенную в Хурват-Карта, полюбуемся крепостью крестоносцев в Атлите, фото которой едва не стоило мне задержания полицией и дня в участке, заедем в доисторические пещеры Кармеля в национальном парке Нахаль Меарот, посетим деревню художников Эйн Ход, и закончим путешествие глубокой ночью в Зихрон-Яакове, которым мне упорно не удается проникнуться. А пока - всем спасибо, любите Израиль.

Tags: Археология, Архитектура, Дворцы, Израиль, Исследуем страну, История, Крепости, Музеи, Путешествия, Самое прекрасное в мире, Север Израиля
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments