Lorien (lorien22) wrote,
Lorien
lorien22

Category:

Пловдив, часть 2 - архитектурная дюжина Старого города

В этой части речь пойдет об уникальном Старом городе Пловдива. Я расскажу вам о двенадцати потрясающих старинных домах, построенных в совершенно особом архитектурном стиле, характерным только для этого места. Также мы увидим один из самых сохранившихся древних римских театров и еще многое многое другое.





Подходим к Старому городу. Сразу видно немного другие дома. Это вам не центральный Пловдив - http://lorien22.livejournal.com/289376.html. Там красиво, но совсем иной стиль.



И типичные для Старого города сооружения



Эти улочки очень напоминают средневековый замок Берата - http://lorien22.livejournal.com/269533.html. И церквушки тоже.



Понравился фонтан внутри церкви. Чем-то неуливо напомнил фонтан на Пьяцце дель Кампо в Сиене - http://lorien22.livejournal.com/280482.html.



Ну и наконец главная, несмотря на все остальное, аттракция Старого города Пловдива, и единственная римская часть здесь - древний театр.



Театр, построенный в начале II века в ходе правления императора Траяна, считается самой знаменательной гражданской постройкой Филиппополя. Недавное его отреставрировали, и в нем, как и в древние времена, проводятся представления. Театр имеет 28 мраморных рядов, и вмещает 6000 человек.



Если мраморных рядов не хватило - можно и на травке посидеть. Или на худой конец понаблюдать за представлением из домов, построенных на склоне)



Сразу за театром и начинаются главные исторические дома Старого города. Буду рассказывать о них в порядке увиденного (эдакая болгарская Виа Долороза Пловдив-стайл) - Дом Ламартина (№11)



Наверное самый известных из всех домов Старого Пловдива, Дом Ламартина был построен в 1829 году. На самом деле этот дом принадлежал Джорджу Мавриди, и он является одним из самых больших и симметричных домов в Старом городе. Когда великий французский поэт и политик Альфонс де Ламартин проезжал через Болгарию в 1833 году, он остановливался в этом доме всего на три дня, но был поражен как красотой здания, так и гостеприимством хозяев. В наши дни он служит центром болгарских писателей. В одной из комнат расположен небольшой музей, выставка которого посвящена Ламартину.



Дом напротив Ламартина. Тоже очень красив и симметричен, только вот гармонию пространства (как минимум мою) портит припаркованная у дома машина. Прямо руки чесались вызвать грар, блин.



Некоторые дома, слава богу, удалось запечатлеть без внешних раздражителей. Есть, кстати, тут и более современные здания, не менее атмосферные.



За современным домом - резиденция Старого города



Дом был восстановлен в 2000 году по проекту профессора архитектуры Владимира Роменски при поддержке семьи Тиберовых. Во дворе дома ресторан с грозным названием Петр I.



Со двора открываются неплохие виды на более современный Пловдив



К сожалению не все чинно даже в Старом городе. Есть тут еще что чинить и реставрировать. Но зато фотографу рай.



Ну а мы переходим к следующему зданию в красном списке - Дому Скобелева (№10).



Дом Скобелева (белый на заднем плане) был построен в 1860 году Костадином Кафланджията. Ольга Скобелева, мать генерала Михаила, известная своей благотворительностью, жила здесь после Освобождения до самой смерти. В 1997 году здесь открылась выставка известного пловдивского художника Георгия Божилова по прозвищу "Слон".



Прямо перед домом Скобелева мы видим еще одно историческое здание - старинная аптека Гиппократа (№6). Дом д-ра Сотира Антониади был построен в 1872 году. Сотир был одним из немногих, сумевших получить медицинское образование до Освобождения, и был ярким представителем греческой общины в Пловдиве (прямо напоминает истории нашей Греческой колонии в Иерусалиме - http://lorien22.livejournal.com/250302.html). Дом ассиметричен: аптека была расположена на первом этаже, а жилые комнаты - на втором. Потолки богато разрисованы розами и другими цветами. В 1981 году здесь открылся первый своего рода в Болгарии Музей аптеки.



Дальше по улице - дом другого доктора, Стояна Чумакова (№3) - одного из главных борцов за болгарскую независимую церковь. Построен в 1862-1865 годах. С архитектурной точки зрения принадлжеит популярному в те годы стилю нео-классицизма. После Освобождения наследники сдали дом королю Фердинанду, который устроил в нем свою резиденцию. Начиная с 1984 года в доме выставлена самая большая коллекция картин знаменитого болгарского художника Злату Бояджиева.



Дальше по курсу - Городская художественная галерея. В этом отделения расположена достаточно уникальная выставка икон, но это уже на любителя). Ну а теперь мы находимся на перепутье. Если до этого дома были расположены относительно по прямому маршруту, то в данном моменте у нас перекресток трех дорог.



Тут же расположен и туристический центр, чтобы незадачливый искатель вроде меня не заблудился. Прежде чем будем решать, куда пойти (ведь это самое главное в жизни - чтобы было куда пойти) - зайдем в церковь Св. Константины и Елены прямо на перекрестке.



Вы только посмотрите, как она выполнена - прямо под стать Старому городу. А сад здесь какой, вообще ачуметь.



Прямо за стеной церкви - Этнографический музей



Как по мне, так это - самый красивый дом Пловдива. Странно, но в "список двенадцати" музей не попал. Тем не менее историю его я расскажу. Дом был построен в 1847 году для богатого купца Аргира Христова Куюмджиоглу, грека по национальности. Строительством управлял Хаджи Георги из деревни Косово в Родопских горах. Дом считается главным примером уникального для Пловдива стиля барокко середины XVIII века. Особо отмечают его симметричный фасад.



После освобождения Болгарии в 1878 году Куюмджиоглу уехал в Стамбул, и до 1930 года здесь был женский интернат. Потом дом купил греческий табачный магнат Антонио Коларо, который планировал снести здание, и разбить на его территории табачную плантацию. Однако муниципалитет Пловдива, слава богу, этого не позволил и открыл в нем музей. Само здание немного напомнило мне Этографический музей в прекрасной албанской деревне Круя - http://lorien22.livejournal.com/267432.html, но пловдивский несомненно намного красивее.



Сам Пловдив, как я уже говорил, чем-то напоминает Берат, сказочный "город тысячи окон" - http://lorien22.livejournal.com/268996.html. Хотя все это может быть и потому, что до Болгарии я был именно в Албании, оттого и ассоциативное мышление. Ну а мы за всеми этими размышлизмами и ассоциатизмами вернулись пока к перекрестку трех дорог. Повернем наконец к дому Балабановых. Тем более, что в красном списке он находится под номером №1.



Дом Балабановых больше всех остальных зданий Старого города символизирует развитие симметричного пловдивского дома. Он был построен в начале XIX века, и у него было три хозяина. Сегодня дом носит название последнего владельца, Луки Балабанова. В наши дни на первом этаже здесь проходит выставка современного болгарского искусства. Интерьер второго этажа, в свое время предназначенного для гостей, теперь является образцом периода Возрождения и служит для различного рода культурных мероприятий: концертов, театральных представлений, конференций и так далее.



Напротив - Белый дом Хаджи Влассаки Чохаджията, построенный в конце XVIII века.



Мне даже удалось запечталеть, как мимо дома проходили девушки в традиционных болгарских национальных одеждах



Рядом - красивый Желтый дом. Он более современный, исторической ценности не имеет, но все равно радует глаз. Впрочем тут каждый дом по своему уникален.



А теперь войдем в дом Балабановых, посмотрим немного искусства.



Это, я так понимаю, подражание Магритту. Есть и любопытные триптихи.



Идем дальше - Дом Хиндлияна (№2)



Этот дом был построен неизвестным мастером в 1834-1835 годах в соответствии со вкусами и требованиями будущего хозяина - богатого купца и предпринимателя Степана Хиндлияна. Этот дом – самый богато орнаментированный из всех сохранившихся зданий в Старом городе Пловдива. Все комнаты разрисованы снизу доверху, а потолки выполнены в ориенталистском стиле, с уникальными алафрангами. В разных комнатах можно увидеть пейзажи Стамбула, Венеции, Санкт-Петербурга, Александрии и Стокгольма, что делает каждую из них по своему уникальной. Дворик тут тоже замечательный.



Выйдя из дома Хиндлияна мы возвращаемся к перекрестку трех дорог, и на этот раз пойдем наверх - к горе, на которой когда-то была расположена старинная крепость Небет



Тут мы видим два любопытных здания - Дом Баятовой (бело-синий справа) и дом Бакаловой (желтый слева). Дом Баятова в список не попал, а дом Бакалова получил в нем почетный номер №7, посему о нем немного подробнее.



Оба здания - и дом Евдокии Бакаловой и дом Кассандры Баятовой принадлежат к стилю раннего Возрождения и своим архитектурным ансамблем какбэ очерчивают холм Небет Тепе. В доме Бакаловой с 2012 года находится региональный пловдивский центр искусств, в котором производят керамику, ювелирные украшения, картины и прочее. В дом Баятовой я тоже заглянул - там была какая-то выставка картин голых женщин, что всегда приятно. Я, правда, успел сделать только один кадр, прежде чем меня вежливо пригласили вон.



Ну а теперь забираемся на сам холм.



Здесь можно увидеть останки первого преисторического поселения, расположенного на трех холмах - Джамб Тепе ("холм канатаходцев"), Тиксим Тепе (водораздельный холм) и Небет Тепе ("холм-страж"). Именно на этих трех холмах (Тримонциум) как считал древнегреческий писатель Лукиан и был расположен древний город. В XII веке до Н.Э. здесь был древний фракийский город Eumolpia. Самая древняя часть крепости была построена из больших камней без скрепляющей субстанции - стиль, называемый "циклопское строительство". Тут же можно увидеть и водяной резервуар, в котором можно было хранить до 300 тысяч литров воды.



На самом же деле город был расположен на семи холмах. Один из них - Марково Тепе (Марков холм) был уничтожен сто лет назад, когда город разрастался (камень добываемый из этого холма использовался для городского строительства). Другие три холма хорошо видны с Небе Тепе - Бунарджик ("холм с источником", который в наши дни после установления на нем "Алеши", официально называется "холм освободителя", Джендем Тепе (адский холм) и Сахат Тепе, получивший свое от часовой башни, одной из старейших в Европе (кстати она сохранилась).



Обойдем холм по периметру



Я сначала думал, что здание в типичном византийском стиле на переднем плане - это мечеть, но оказалось, что это музей современного искусства). Так что не все мусульмане и турки на свой лад. Ну а теперь - любовь по пловдивски.



Ну а мы покидаем холм Небет Тепе с его потрясающими видами на Пловдив, и возвращаемся к перекрестку трех дорог к номеру №9 - Хисар Капиа или восточным воротам.



Как вы видите, есть дом прямо на воротах, что воистину доставляет.



К сожалению сами ворота тольком сфотать мне не удалось. Но дом по соседству, принадлежавший Димитару Георгиади почти весь в кадр влез.



Как он не попал в список, ума не приложу - помоему из самых-самых. Ну а нас очередное перепутье. Сначала мы пойдем от ворот вниз (вслед за котегом), чтобы увидеть еще два дома.



По дороге мне попались очередные любопытные археологические радости



И вот это потрясающее здание, в котором находится фонд подготовки Пловдива к званию Культурной столицы Европы в 2019 году.



Ну а теперь о домах из списка. №12 - дом Данчова



Построен в конце XVIII века. После Освобождения в нем жил Георги Данчов - революционер, художник, важная общественная фигура и один из первых профессиональных фотографов Болгарии. В 2000-2001 годах дом был отреставрирован, однако для посетителей он по прежнему закрыт.



А это вход в дом Верена Стамболяна (№5). Построенный во второй половине XIX века здесь долгие годы располагался центр объединения болгарских художников. В 2010 году здесь открыли постоянную выставку, посвященную творчеству знаменитого местного художника Димитара Кирова, который вместе с Божиловом (помните дом №10?) изменил своприятие современного болгарского искусства.



Дальше мы вернулись наверх, чтобы увидеть последнее здание из списка - дом Недковича (№4). К сожалению дом был заперт наглухо, и моя спутница, не разделяющая, мягко говоря, как мою страсть к архитектуре, так и к сложным инсинуациям, не позволила мне перелезть через забор, чтобы его сфотографировать (в Токио, к слову, меня так чуть не задержали, когда я полез фотографировать министерство юстиции - http://lorien22.livejournal.com/235500.html. Ну а что я мог сделать, если здание настолько красивое??). Пришлось довольствоваться заходом в церковь Св. Недели за домом.



Вы не представляете себе, как много мне еще хочется показать в этом потрясающем Старом городе Пловдива, но получилось уже и так слишком много. Так что если будет интерес - сделаю еще одну часть. А пока - всем спасибо,
особенно тем, кто добросовестно все это прочитал))


Tags: Археология, Архитектура, Болгария, Европа, Искусство, Путешествия, Самое прекрасное в мире
Subscribe

  • 2020

    Ну в общем вы про этот год все сами знаете. Выразить надежду, что следующий год будет лучше - это understatement of the year (pun intended).…

  • История службы одного солдата

    Сегодня я получил уведомление об официальном освобождении от службы в Армии Обороны Израиля (ЦАХАЛ). Я начал служить ровно 21 год назад, в ноябре…

  • Тан Тван Энг - Дар дождя и Сад вечерних туманов

    Обнаружил для себя очень хорошего малазийского писателя - Тан Тван Энга. Пожалуй первый современный автор после Ханьи Янагихары, чьи книги мне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • 2020

    Ну в общем вы про этот год все сами знаете. Выразить надежду, что следующий год будет лучше - это understatement of the year (pun intended).…

  • История службы одного солдата

    Сегодня я получил уведомление об официальном освобождении от службы в Армии Обороны Израиля (ЦАХАЛ). Я начал служить ровно 21 год назад, в ноябре…

  • Тан Тван Энг - Дар дождя и Сад вечерних туманов

    Обнаружил для себя очень хорошего малазийского писателя - Тан Тван Энга. Пожалуй первый современный автор после Ханьи Янагихары, чьи книги мне…