Lorien (lorien22) wrote,
Lorien
lorien22

Восточная Исландия - Бриллиантовое кольцо и самый мощный водопад в Европе

Продолжаем наше путешествие по Исландии. Мы покидаем восточные фьорды, а с ними и цивилизацию, и возвращаемся на природу, уезжая глубже на восток. Сначала мы заедем в место под названием Скридуклаустур, сделаем небольшой трек в долине Фльотсдалур, с целью посмотреть водопады Хенгифосс и Литланесфосс, а потом начнем маршрут Бриллиантового кольца и отправимся в самый большой в стране каньон Йокулсаргльюфур, где полюбуемся самым мощным водопадом в Европе, а вслед за ним самым красивым водопадом в Исландии.

Начинаем

Скридуклаустур - это усадьба знаменитого исландского писателя Гуннара Гуннарсона в долине Фльотсдалур.

Дом был построен в 1939 году Иоганном Фридрихом (Фрицем) Хёгером - другом писателя. Хёгер, никогда официально не получавший звание архитектора (в 14 лет он поступил в подмастерья и стал плотником, а потом поступил в архитектурную фирму в Гамбурге), прославился своими зданиями в стиле кирпичного экспрессионизма.

Его самая знаменитая работа - Чилихаус в Гамбурге, один из значительнейших памятников экспрессионизма в мировой архитектуре. Про экспрессионизм в живописи я как раз совсем недавно писал - http://lorien22.livejournal.com/303674.html, когда рассказывал про новую выставку в Музее Израиля "Закат над Берлином". Там я так же упоминал про еще два архитектурных шедевра в стиле экспрессионизма, Церковь Грундтвига в Копенгагене и церковь Хатльгримскиркья в Рейкьявике - http://lorien22.livejournal.com/299632.html. К слову, Хёгера ожидала та же судьба, что и многих живописцев - он симпатизировал нацистскому режиму, и даже присоединился к партии Гитлера в 1932 году, однако его стиль очень им не нравился, и хотя к дегенератам его не причислили, работу ему тоже не дали.

Немного о писателе - Гуннар Гуннарсон считается одним из самых популярных новеллистов в Германии и Дании. и одним из самых важных писателей Исландии. Его первая книга "Одноглазый гость" написанная в 1912 году практически сразу принесла ему славу, и стала первым исландским произведением, из которого позднее сделали фильм. Он номинировался на Нобелевскую премию по литературе в 1918, 1921, 1922, 1955, 1960, и 1961 годах. Примечательно, что больше всего голосов у него было в 1955 году, когда премию единственный раз вручили другому исландскому писателю Халдору Лакснессу (очевидно тогда академия, как это часто бывает, решила что год просто обязан стать "исландским"). В доме-усадьбе Гуннарсон прожил девять лет, до 1948 года, после чего переехал в Рейкьявик. Считалось, кстати, что большинство жизни писатель провел в бедности. Очевидно вот так в Исландии выглядит нищета.

Усадьба является частью Национального парка Ватнаёкюдль - буквально в 500 метрах от дома находится один из его информационных центров. Также рядом с усадьбой находятся останки древнего монастыря с одноименным названием - Скридуклаустур.

Вот так Скридуклаустур выглядел в 1493 году. Это был последний монастырь, построенный в католическую эпоху Исландии, то есть до Реформации, произошедшей в XVI веке. Подробнее читайте ниже.

В 2000 году здесь начались археологические раскопки. В отличие от Израиля, где копают и бросают, или копают, воруют и потом бросают, в Скридуклаустур раскопки велись основательно более десяти лет, и теперь это самый "раскопанный" монастырь в Исландии и самый северный раскопанный в Европе, чтобы это не означало.

Бросим еще один взгляд на местность. Мне тут очень понравилось.

Жаль, конечно, что от монастыря так мало сохранилось, но зато выглядит очень уникально. Ну а мы едем дальше, к водопаду Хенгифосс.

Хенгифосс находится на реке Хенгифоссау в муниципалитете Фльотсдальсшреппюр в Эйстюрланде. Впадает в ущелье Хенгифоссарглюфур, которым мы сейчас и полюбуемся.

Мне понравился "мини-водопадик" на выходе из ущелья, на который похоже из-за обилия более красивых и высоких водопадов никто даже внимания не обращает.

Ущелье Хенгифоссарглюфур сужается возле Селлаекира, и расширяется у Литланеса, образуя амфитеатр из базальтовых колонн, по которым проходит 30-метровый водопад Литланесфосс.

Литланесфосс знаменит своими колоннами вулканического происхождения, которыми я лично могу любоваться вечно. Почти как базальтовыми колоннами на Черном пляже Рейнисфьяра - http://lorien22.livejournal.com/303236.html

Литланесфосс называют также Студлабергсфосс, по имени сооружения из базальтовых колонн, окружающих водопад (по исландски Студлаберг)

Рядом с Литланесфоссом есть еще одно образование из базальтовых колонн, именуемое Сьонархраун (The viewing rock). Вот на этой фотографии они видны все - и Студлаберг, и "амфитеатр" и Сьонархраун.

Ну а само название Литланесфосс означает "водопад - младший брат", из-за его близости к более "крутому" Хенгифоссу, к которому мы сейчас и отправимся.

Хенгифосс – третий по высоте водопад в Исландии, а может и второй, поскольку высота водопада Динджанджи на Западных фьордах варьируется от 100 до 140 метров.

Насчет самого Хенгифосса тоже информация разная. В интернете и официальной статистике говорится, что высота водопада - 128 метров, а на указателе возле него (см. выше) обозначена высота в 188 метров. Это важно, так как следующий по высоте водопад - Хайфосс, который я упоминал в рассказе про Золотое кольцо - http://lorien22.livejournal.com/301868.html - имеет высоту 122 метра.

Как вы видите, Хенгифосс окружен базальтовыми породами, между которыми располагаются тонкие слои красной глины. В этом уникальность водопада, и его главная особенность.

Ну а если добавить в микс обязательную радугу - вообще получается что-то не от мира сего.

Тогда, то есть в день когда я был у водопадов, Литланесфосс показался мне красивее - очевидно из-за моего абсолютного помешательства на базальтовых колоннах. Теперь же, когда я смотрю на фотографии, то я уже не уверен.

Говорят чем-то Хенгифосс похож на Свартифосс - http://lorien22.livejournal.com/303595.html, еще один из красивейших водопадов Исландии. Однако помоему он совсем другой, да и базальтовые колонны у Свартифосса иные.

Однако как выяснилось в тот же день, и Литланесфосс, который на тот момент я считал самым красивым из увиденных мной в Исландии водопадов, и Хенгифосс, и Свартифосс, и Сельяландсфосс со Скогафоссом - http://lorien22.livejournal.com/302361.html - все было лишь подготовкой к тому, что мы увидели в сегодня в дальнейшем.

Напоследок отмечу, что область вокруг Хенгифосса является одним из наиболее популярных мест для пешего туризма в Восточной Исландии. Тут можно сделать вполне приятный трек, длительность которого может варьироваться от имеющегося у вас в наличии свободного времени. Мы провели тут прекрасных три часа, после чего погрузили наши рюкзаки в джип, заправились.

И едем дальше по типичным исландским пейзажам

И вот, после примерно часовой езды по щебню (как говорится - не пробуйте это дома), мы прибываем в каньон Йокулсаргльюфур, самый большой в Исландии, по которому протекают водопады Деттифосс, Селфосс и Хафралгифосс.

Длина каньона составляет 25 километров, ширина полкилометра а глубина во многих местах превышает сто метров.

Йокулсаргльюфур был признан национальным парком в 1973 году. В 2008 году он стал частью национального парка Ватнаёкюдль. Водопады Деттифосс, Селфосс и Хафралгифосс, а также западная часть реки Йёкюльсау-ау-Фьёдлюм, вытекающей из ледника Ватнайёкюдль и текущая на север  в залив Скьяульфанди Гренландского моря (Северный Ледовитый океан) - были объявлены местами, подлежащими охране (это очевидно означает, что тут не попытаются построить электростанцию, как в случае с Гюльфоссом и Урридафоссом).

Красота нереальная. Мы начали маршрут с перекрестной точки. Направо пойдешь - Деттифосс и Селфосс увидишь. Налево пойдешь - к Хафралгифоссу придешь.

Мы пошли направо и скоро вышли к водопаду Деттифосс

Это было одно из самых незабываемых зрелищ в моей жизни

Деттифосс - самый мощный водопад в Европе. Высота - 45 метров, ширина - 100 метров. Среднее количество воды, проходящее здесь достигает 500 м³/сек.

На эти потоки воды можно медитировать бесконечно

Речка внизу (и сверху) - уже упомянутая Йёкюльсау-ау-Фьёдлюм, вторая по длине в Исландии (после Тьоурсау, которую мы видели, когда путешествовали по золотому кольцн и долине Тьорса). Если быть дотошными, то вытекает она из ледника Дингйёкюдль - южного края ледника Ватнайкюдль.

У меня нет слов, насколько этот водопад красив

Каскад из мини-водопадикофф

Еще немного мощи

Ирония заключается в том, что этот регион Исландии является самым "сухим" в стране. Как-то невозможно в это поверить, глядя на все это количество воды.

Водопад Деттифосс также считается одной из четырех главных достопримечательностей маршрута Бриллиантовое кольцо - вместе с китовым городом Хусавик, одним из самых северных городов на планете, рекой Миватн и каньоном Аусбирги.

Во всез этих местах мы еще побываем. А пока - еще немного водопада

У самой воды

Гневно бурлит

А десять метров отойдешь - и все успокаивается

В парке Скафтафедль я уже рассказывал вам, насколько Исландия не устает тебя поражать, причем раз за разом. Так, во время трека на Скоге - http://lorien22.livejournal.com/303016.html, я думал, что уже видел свой самый красивый момент, и что дальше будет еще много всего, но уже не так. Уже на следующий день, поднявшись на Сьонарнипу, я понял, что ошибался - будет еще круче. Буквально через пару часов стало еще круче, когда я попал в лагуну Йокусарлон. Та же история повторилась и с Деттифоссом. Казалось бы куда уже еще круче и красивее. Но выяснилось что бывает круче, причем буквально через десять минут, когда мы подошли к водопаду Селфосс, который и я, и мой друг признали самым красивым водопадом из увиденных нами в Исландии. Но об этом - в следующий раз.
Tags: Водопады, Европа, Исландия, Национальные Парки, Природа, Путешествия, Самое прекрасное в мире

• Греция 2.0 - Ханья

Продолжаем использовать приоткрывшееся окно в мир (а точнее в Грецию). После выходных на Родосе мы решили на этот раз посетить остров Крит, и…

• 30 лет в Израиле

3 мая 1991 года наша семья репатриировалась в Израиль. Я считаю, что это было самое лучшее решение, которое приняли мои родители, и я им бесконечно…

• История службы одного солдата

Сегодня я получил уведомление об официальном освобождении от службы в Армии Обороны Израиля (ЦАХАЛ). Я начал служить ровно 21 год назад, в ноябре…