Lorien (lorien22) wrote,
Lorien
lorien22

Французская концессия в Шанхае, часть 2 - самый красивый шикумен и кафе с пандами

Продолжаем нашу прогулку по улицам Французской концессии в Шанхае. В этот раз мы зайдем в самый красивый шикумен под названием Тянзифанг, полюбуемся картинами лучшего китайского импрессиониста, с жалостью заглянем на развалины антикварного рынка, увидим аналог московского ВДНХ, посмотрим на немецкие, фрацузские и английские особняки, и напоследок зайдем в кафе с пандами.




Закончив с улицей Фуксинг, мы сворачиваем на соревнующуюся с ней по красоте улицу Синан, и заходим на аллею особняков.



Тут, как я понимаю, живут самые богатые жители Шанхая. Им даже традиционный китайский садик сделали на входе в комплекс.



Поверьте мне, улица и особняки Синан - это что-то особенное. Ну а мы сворачиваем на улицу Тайканг, и отправляемся в мой любимый шикумен, Тянзифанг



Решил показать вам карту, чтобы вы лучше поняли, что такое настоящий шикумен. До 2006 года, Тянзифанг был полностью "местным" и спрятанным от посторонних глаз. Потом начался активный бум в сфере строительства и на второй стороне Тайканг-Лу начали появляться торговые центры, почти как в Синьтяньди - http://lorien22.livejournal.com/323713.html



И постепенно сам Тяньзифанг тоже отреставрировали и превратили в туристическую аттракцию. Исторически главный вход в шикумен был на улочке №248, но теперь все заходят с улицы №210



Сейчас тут более двухсот магазинов



В том числе с моим любимым соседом (про культ Тоторо, а также немного про Тяньзифанг я уже рассказывал в моих любимых моментах - http://lorien22.livejournal.com/322712.html)



Есть тут, понятное дело, и различные кафешки, бары и рестораны (к сожалению их да посещают европейские туристы)



Есть тут и "магазины" оригинальной продукции



А также художественные галереи. Об одной из них, студии потрясающего пост-импрессиониста Рен Вейина, я бы хотел рассказать чуть подробнее.



Вейин долгие годы учился в Европе, где попал под влияние всем нам известных художников



Тут и Ван-Гог, и Гоген, и Моне, и Сезанн и Матисс, и даже немножно Шиле. Все это с примесью традиционных китайских пейзажей.



На сегодняшний день Рен Вейин считается главным импрессионистом Китая. Однако все это было бы далеко не так увлекательно, если бы коммунисты не запретили художнику рисовать картины, из-за чего он был вынужден 17 лет работать сапожником.



Впрочем сам Вейин не унывал. Он любил сравнивать себя с доктором Манеттом - персонажем любимой книги художника "Повесть о двух городах", Диккенса (если кто не помнит, Александр Манетт был гениальный доктор, просидевший 18 лет в Бастилии). Вот так он описывал те времена.

Я чинил обувь 17 лет, начав еще в 1961 году - за пять лет до Культурной Революции. Вначале я сидел в своей мастерской грустный и совершенно разбитый, пряча лицо от стыда, и не имея смелости поднять голову. Но постепенно я перестал стыдиться, осознав, что чинить обувь - это не такая уж и презренная работа. Ведь обувь веками, если не тысячелетиями, была той самой основой, на которой стоит человек, она защищает нас и является едва ли не главным удобством индивидуума, как мужчины, так и женщины.



Поэтому я расслабился, перестал заботиться о "бизнесе" и своей репутации художника, и просто делал свою работу. Со временем у меня появилось все больше и больше клиентов, некоторые из них уважительно называли меня "Старый Мастер" и все наладилось.



Однако потом меня подхватил десятилетний вихрь Революции. Как сапожник мне позволялось работать, но запрещалось выходить из мастерской. Когда все гуляли по выходным, я сидел за станком, и пытался обновить старое, пытаясь придать этому чувство, что на самом деле я творю скульптуры, а не чиню обувь.



Я преуспел и в этом деле, но все уважение (и вознаграждение) шло владельцу мастерской по кличке Старая Лисица. Кроме этого все вокруг, подверженные постоянной пропаганде, осуждали и оскорбляли меня. Однако я извлекал из ситуации странное удовольствие. Я никогда не хотел быть лучшим в сапожном деле, а в оскорблениях в мою сторону видел тот факт, что меня помнят и знают. Долгие годы я боялся, что меня все забыли, и мне суждено остаться в полном забвении, поэтому каждое ругательство для меня имело огромную ценность.




Часто я сравнивал себя с доктором Манеттом, чинившим обувь более десяти лет... В итоге я решил, что все что ни происходит, имеет смысл. Когда началась черная полоса в моей жизни, я вдруг научился ценить простые вещи, такие как рассвет или цветы - вещи, которые раньше казались мне тривиальными. И я осознал, что никогда бы не стал тем художником, которым стал, если бы и не этот период моей жизни.



Я часто думал о словах, которыми начинается книга Диккенса - «Это было лучшее изо всех времен, это было худшее изо всех времен; это был век мудрости, это был век глупости; это была эпоха веры, это была эпоха безверия; это были годы Света, это были годы Мрака; это была весна надежд, это была зима отчаяния; у нас было все впереди, у нас не было ничего впереди…». Они символизируют для меня Китай моей эпохи и мою жизнь.



К слову, это моя любимая фраза у Диккенса, а Повесть о двух городах я считаю его лучшей книгой. И импрессионизм я очень люблю, так что во многом мы с китайским художником сходимся) Ну кроме того факта, что я не художник, и не сапожник. Возвращаемся на улочки Тяньзифанга



Наверное единственный жилой дом Тяньзифанга. Хозяин настолько ревностно пытается оградить его от туристов, что даже выучил две фразы на английском!). Ну а мы покидаем Тяньзифанг, и отправляемся смотреть другие шикумены.



Как я уже рассказывал - http://lorien22.livejournal.com/325101.html, первые шикумены появились в Шанхае примерно в 1860-х годах. Историки архитектуры делят их на два типа: старый стиль (начиная с 1869 года и до Первой мировой войны) и новый стиль (начиная с первой мировой войны и до 1949 года, когда официально прекратилось строительство шикуменов). Шикумены старого стиля делятся на два периода, ранний период и поздний период.



Ранний период датируется годами 1869-1910. Выполнены в более традиционном китайском стиле. обычно имеют пять "ячеек" (то есть квартир) и два этажа. Каждая ячейка была выполнена из стены одинаковой высоты, как спереди, так и сзади, поэтому была полностью изолирована от внешнего мира. Внешний фасад террасы часто украшался щипцом Мату (лошадиная голова) или Гуаньинь До (колпак богини Гуаньинь). Большинство этих шикуменов были разрушены.



Поздний период был выполнен в основном между годами 1910 - 1919. Фасад стал более скромным, а задний двор стал меньше. Однако был сделан упор на большее количество натурального света, и пространство на улочках между ячейками было увеличено. В орнаментах стали использовать больше западных (европейских) элементов, а притолоки главных ворот украшали полукруглыми архивольтами, трехугольными фронтонами, и прямоугольными архитравами. Лучший пример этого стиля - Бугао Линь или по французски Ситэ Бургонь, несмотря на то, что построили его в 1930 году. Увы, до этого шикумена я не дошел, поэтому предлагаю другой, не менее красивый.



Этот Шикумен называется "Террасы Ан-Хе", построен между 1912-1936 годами. Шикумен на двух фото выше - Коттеджи Эммануэль. Построен в 1930 году в Новом стиле. Называние шикумена на фото выше, я не помню, но он 1911 года, то есть самый старый из обнаруженных мной. Возвращаясь к новому стилю.



Основное отличие нового стиля от старого заключается в том, что у шикуменов нового стиля три этажа, а не два, и их строили из железобетона, а не кирпича. Честно сказать - кирпичные мне нравятся гораздо больше, например вот этот.



Орнамент щипцов стал более простым и треугольным, а весь стиль - более европейским. Один из самых ярким примеров нового стиля - Симинг Кун.



Этот также один из самых известных шикуменов, после Синьтяньди и Тяньзифанга.



Мне особенно понравились щипцы на крышах. Обратили внимание?



Входные двери тут уже достаточно простые, но зато аккуратные и ухоженные



Прямо напротив Симинг Кун находится огромный и помпезный Шанхайский выставочный центр. Поэтому выйдем из шикумена через вторые ворота (очень оригинальные, на мой взгляд)



И подойдем к зданию



Здание было построено в 1955 году российскими специалистами по модели ВДНХ в Москве. Раньше называлось Дом советско-китайской дружбы. Один из самх больших комплексов в Шанхае (93000 кв. метра) и одна из главных достопримечательностей города. Фасад центрального здания выходит на магистраль Яннань.



А вторичные фасады колонад - на улицу Нанкинг, сердце города (небоскребы на заднем плане)



Ну а теперь просто немного прогуляемся по улицам



Типичное сочетание нового и старого - вход в шикумен, а за ним современные жилые небоскребы



Еще один вход в шикумен. Такой типично китайский на этот раз



Повернем на улицу Шаоксинг, которая по красоте не уступает Синану или Фуксингу



Тут раньше располагался очередной шикумен



Но, увы, его активно сносят



Очевидно чтобы настроить еще небоскребов или очередной торговый комплекс



Жаль вдвойне, поскольку раньше тут располагался антикварный рынок Донгтай



От которого теперь осталось лишь несколько прилавков



И несколько живописных домов



Вот сохранившийся отрезок улицы. Зачем было ее разрушать?



Возвращаемся на Шаоксинг и зайдем в любопытное кафе-библиотеку-музей Old China Hand Reading Room



Тут я выпил самое дорогое кофе в моей жизни, правда в китайском стиле (кажется называлось Хуанан). 55 юаней (33 шекеля)



Как вы видите, кафе европейское, поэтому и цены сразу европейские. Чтобы не расслаблялись. Зато можно себе привычно посидеть, попить кофейку, и полюбоваться проходящими мимо экзотическими типажами.



Заскочим в виллу Шаоксинг - самое известное здание на улице



Мне особенно понравился здесь типичный китайский сад и вход, выложенный мрамором. Это единственный раз за неделю, когда мне вспомнился Израиль - входы каких-нибудь арабских вилл на Тальбие - http://lorien22.livejournal.com/243721.html или Дерех Хеврон - http://lorien22.livejournal.com/265121.html



Теперь свернем на улицу Рюджин и бросим взгляд на немецкий особняк в стиле Ар-Деко



Это тут далеко не единственный ар-деко



Есть еще такой, например



Есть тут и свой баухауз))



И даже свой дом-утюг! Напоминаю, я коллекционирую дома-утюги. Самый знаменитый конечно находится в Нью-Йорке - http://lorien22.livejournal.com/227290.html, но я нашел не менее любопытные экземпляры и в Белфасте - http://lorien22.livejournal.com/223722.html, и в Афинах - http://lorien22.livejournal.com/166549.html, и два в Хельсинки, на Катаянокке - http://lorien22.livejournal.com/249222.html и в Кайвопуисто - http://lorien22.livejournal.com/249875.html. Вот теперь в коллекцию добавился и шанхайский)



Есть на Шаоксинге и парк Шерлока-Холмса, под разумеющимся названием 221b Baker Street



Ну и напоследок зайдем в кафе с пандами.



Потому что какой же это будет Китай, особенно учитывая французскую концессию, немецкие особняки и британских шерлоков, если в нем не будет хотя бы панд?
Tags: Архитектура, Китай, Путешествия, Самое прекрасное в мире
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 2020

    Ну в общем вы про этот год все сами знаете. Выразить надежду, что следующий год будет лучше - это understatement of the year (pun intended).…

  • История службы одного солдата

    Сегодня я получил уведомление об официальном освобождении от службы в Армии Обороны Израиля (ЦАХАЛ). Я начал служить ровно 21 год назад, в ноябре…

  • Тан Тван Энг - Дар дождя и Сад вечерних туманов

    Обнаружил для себя очень хорошего малазийского писателя - Тан Тван Энга. Пожалуй первый современный автор после Ханьи Янагихары, чьи книги мне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments