Lorien (lorien22) wrote,
Lorien
lorien22

Categories:

Музеи Шанхая - от древнего мира до будущего и история еврейской общины

Я долго ждал этого момента - когда в Шанхае наконец пойдет дождь, и я смогу с чистой совестью перестать бегать по этому прекрасному городу и зайти в музей. Потому что пропустить Шанхайский музей с его лучшей в мире коллекцией древней бронзы я не мог никак. Да и следовало наконец прогуляться по Народной площади и узнать чуть побольше о планировании и развитии одного из громаднейших мегаполисов планеты.



Шанхайский музей был основан в 1952 году, и поначалу располагался в здании бывшего клуба скачек, которое в наши дни находится на углу Народной площади.



Это здание, построенное в 1934 году, имеет свою историю, и долгие годы было символом Шанхая. До того момента как здесь появилась Народная площадь (1949 год), здесь располагался ипподром (начиная с 1862 года). При коммунизме скачки и ставки были запрещены, а полигон превратили в место для парадов. Сама площадь, как и весь Китай похоже, начала активно застраиваться в девяностые, и нынешнее здание музея начали строить в 1993, а закончили в октябре 1996 года.



Потрясающее здание. Местный архитектор Синг Тонг Хе спроектировал его в виде древнего бронзового сосуда для варки, под названием Дин. Говорят, вдохновением послужил сосуд Да Ке Дин, находящийся на выставке в музее.



Здание имеет квадратную базу и круглый второй этаж, симолизируя тем самым древнее китайское видение мира как "круглые небеса, квадратная земля".



В коллекции музея более 120 тысяч экземпляров. Есть 11 постоянных галерей

* галерея древней китайской бронзы
* галерея древней китайской скульптуры
* галерея древней китайской керамики
* галерея древних китайских картин
* галерея древней китайской каллиграфии
* галерея древних китайских нефритовых изделий
* галерея древних китайских печатей
* галерея древней китайской нумизматики
* галерея китайской мебели - династии Мин и Цин
* галерея искусства и изделий китайских меньшинств

Вдобавок есть три специальных зала для временных выставок.



Как по мне, самая крутая галерея в музее - коллекция древней бронзы



Это что-то уникальное. Такого я нигде еще не видел.



Если я правильно понял, в основном изделия делятся на несколько категорий: Джиа (сосуды для вина с масками животных) - эпохи государства Средняя Шан (XV - XIII век до н.э), Ли (сосуды для еды с масками животных, той же эпохи), Юэ Фу Ю, эпоха Поздний Шан (XIII - XI век до н.э.)



Есть квадратные сосуды: Ю эпохи Западной Чжоу (XI век до н.э.), Сиао Чен Си Ю и квадратный Я Фу Лэй, оба - эпохи Поздний Шан



Поверьте, бронзовую коллекцию сосудов можно показывать бесконечно



Я сделал наверное около пятисот фотографий, но покажу вам пока два самых понравившихся мне экземпляра. Вот этот сосуд, ставший одним из символов музея, и по совместительству мой любимый экземпляр.



И вот этот, не менее прекрасный



Бронзовая коллекция стала любимым моментом №9 моей поездки в Китай - http://lorien22.livejournal.com/322712.html. Однако Шанхайский музей богат не только бронзой, поэтому пойдем дальше.



Честно сказать, коллекцией древних скульптур я впечатлился гораздо меньше. Так что покажу только какого-то знаменитого древнего Будду династии Тан (VI век), и любопытную древнюю стелу с изображением тысячи Будд.



И переходим к коллекции керамики



Этот тип керамических изделий был изобретен в древнем Китае.



Называется Селадон - особый вид глазури и специфический бледно-серовато-зеленоватый оттенок зелёного цвета.



На втором фото - Бикси (изгонятель злых духов в форме льва), династия Западная Цзинь, 265-420 гг.



Фигурки в стиле Санкай (трехцветная керамика)



А это уже совсем другой стиль. В эпоху династии Тан началось резкое развитие керамического искусства, которые продолжилось и в эпоху Пяти Династий и вылилось в настоящее соперничество между югом и севером. Пиком этого этапа развития керамического искусства позднее стали Селадоновые предметы Ю на юге, и белая керамика Синг на севере. Вот несколько примеров



На первом фото - селадоновая ваза с глазурным драконом династии Южная Сун. На втором - Квингбай, белая лампа. На третьем - Ваза с ушами (так и называется), покрытая красным дизайном из облаков и драконов. К соперничеству отношения не имеет, просто артефакт с таким названием, да еще и с драконами я никак не мог пропустить)



Еще один любопытный пример белой керамики. Оказывается это подушка, в форме дома с фигурой человека у входа. Эпоха - династия Северная Сун.



Эта керамика гораздо более поздняя, но поскольку ваза считается одним из символов музея, я решил показать ее как пример. Дизайн называется Фенкай с персиками и летучими мышами. Есть и тарелка подобного дизайна.



Возвращаемся к стилю Санкай. Именно этот стиль имел больше всего влияния, как на западе - например в Италии, на Кипре и других странах, так и на востоке, например в Сирии. В Шанхайском Музее самыми известными предметами Санкай считаются вот эти статуэки чужестранцев на верблюдах.



Переходим к картинам. Если честно, эта часть меня привлекла чуть меньше, чем коллекция бронзы или керамики (а может я уже подустал), но есть одно любопытное полотно Дина Юн Пеня "Фильтрация вина". Говорят именно оно послужило вдохновением Эдуарду Мане для его знаменитого "Завтрака на траве".



Напоследок немного о галерее искусства и изделий китайских меньшинств. Она интересна в первую очередь тем, что деньги на нее пожертовала еврейская семья Кадури.



О семье Кадури я немного писал, когда рассказывал про сельскохозяйственную школу Кадури на севере Израиля - http://lorien22.livejournal.com/310931.html. Первый представитель семьи в Китае был Элиэзер «Эли» Силас Кадури, который перебрался в Шанхай из Бомбея в 1880-х годах. В 1942 году его забрали прямо из дома в японскую тюрьму для иностранцев, и там он умер в 1944 году. Могила Эли Кадури - одна из четырех еврейских могильных плит, уцелевших после Культурной революции. Находится она в мемориальном парке Сун Цинлин (жены Сунь Ятсена) неподалеку от квартала Хуйяхуй - http://lorien22.livejournal.com/327856.html.



К сожалению, это был единственный раз, когда я "прикоснулся" к еврейской истории Шанхая, Наверное поэтому я и был так впечатлен. История, эта, если кто не знает, очень богатая. Шанхай был единственном местом в мире, где бегущих от нацисткого режима евреев принимали без визы, поэтому прибыло их сюда около 30 тысяч (любопытный факт, о котором я узнал совсем недавно - во время плавания в Шанхай из Европы, корабли с еврейскими беженцами останавливались в портах "Палестины" или Эрец-Исраэль - Яффо и, кажется, Акко, и евреям предлагали сойти на берег. Подавляющее большинство отказывалось, так как Эрец-Исраэль в те годы у них ассоциировался с Азией, а Китай нет. Такие дела). После захвата Шанхая японцами в 1937 году большинство евреев поместили в гетто, но условия жизни у них были намного более благоприятные, чем в других гетто. Скажем так, их не сжигали в газовых камерах.



На территории гетто в наши дни находится музей. Кроме того, сохранилось две синагоги, и еще несколько интересных объектов, но находились они все очень далеко от центра, а времени у меня было катастрофически мало, поэтому, скрепя сердцем, этой частью пришлось пожертвовать...



Кстати, кроме семьи Кадури, в Шанхае жила еще одна знаменитая еврейская семья - Сассун, "Восточные Ротшильды". Сыновья Эли Кадури, Лоуренс и сир Хорас работали у Виктора Сассуна, и были менеджерами его знаменитой гостиницы Peace Hotel, также называемой Sassoon House. Здание, которое когда-то было самым высоким в Шанхае, до сих пор находится на набережной Вайтань - http://lorien22.livejournal.com/323713.html, и считается одним из самых красивых зданий Бунда. В какой-то момент братья перебрались в Гонкогн, где у Лоуренса родился сын Майкл, сегодня тоже имеющий титул сэра, а также один из самых богатых людей на земле. Думаю именно он и пожертвовал деньги Шанхайскому музею. Дом семьи Кадури, Мраморный дворец (в наши дни Детский дворец) находится на Yan`an Road - http://lorien22.livejournal.com/325445.html, и считается одним из самых ярких примеров колониальной архитектуры в Шанхае.



Напоследок - немного китайский мебели династии Цин



И пора продолжать дальше. Как вы понимаете, я показал вам только самый экстракт музейных экспонатов. Коллекция Шанхайского музея на мой взгляд не хуже Лувра, Эрмитажа или Британского Музея, или уж в крайнем случае занимает очень высокое место во втором эшелоне. Так что не пропустите. А мы выходим на Народную площадь.



Про Народную площадь можно рассказывать не меньше, чем про Шанхайский музей, и понравилась мне она не меньше - настолько, что даже вошла в список моиз любимых моментов в Китае под номером №8. Площадь на самом деле квадрат километра четыре на четыре, и тут, кроме Шанхайского музея расположены Шанхайский музей искусства (в бывшем клубе скачек на первом фото этого поста), поющие фонтаны и здание правительства (на фото выше), Шанхайский Большой Театр



К11, или Honkong New World Tower, седьмой по высоте небоскреб Шанхая (на фото крайни слева)



Гостиница Парк Отель Шанхай - самое высокое здание в Азии между 1934-1952 годами



И Шанхайский музей городского планирования, в который мы сейчас и зайдем



Само здание было спланировано в духе Большого Театра, с целью добавить баланса и гармонии в линию между этими двумя сооружениями. Высота здания - 43 метра, сооружение собрано из белых алюминиевых панелей и имеет символическую мембрановую структурную крышу.



С момента открытия музея в 2000 году его посетило 5 миллионов человек. Основной толчок дала выставка Expo, прошедшая в Шанхае в 2010 году.



Выставка прошла под лозунгом "Лучший город - лучшая жизнь". В лобби мы видим карту Шанхая, и монумент, посвященный резкому индустриальному развитию города.



Некоторый упор, конечно, сделан на развитие футуристического острова Пудун - http://lorien22.livejournal.com/323272.html, но и об исторических монументах здесь не забывают. Есть здесь и макет набережной Вайтань со всеми зданиями Бунда



И макет старинных традиционных садов Ю



И рассказ о многочисленных шанхайских шикуменах, некоторые из которых я даже успел посетить - http://lorien22.livejournal.com/325101.html



Однако центральный экспонат музея - огромный макет города, включающий в себя все существующие дома Шанхая и дома, утвержденные к строительству.



С верхний этажей и с подстветкой макет города смотрится еще более впечатляюще



Я уже говорил, что Шанхай - это город, который надо смотреть в первую очередь ночью, наслаждаесь подсветкой. Даже макет в музее городского планирования подтверждает этот тезис)



Еще один потрясающий "экспонат музея" - это своего рода мультимедийный экскурс-полет по Шанхаю. Даже не знаю, как это объяснить... Ты становишься на такой подиум, и тебе в 3D показывают Шанхай, причем такое ощущение, будто ты паришь в воздухе. В общем Китай, как всегда, впереди планеты всей. В ходе шоу вы пролетаете и через Пудун, и через многие другие районы Шанхая, но я спецаильно выбрал этот кадр, бывшего павильона Expo-2010, в котором в наши дни располагается Китайский музей искусства (China Art Museum). Все-таки тема у нас музейная, а это самый большой музей искусства в Азии. Внутрь я не успел (чтобы вы поняли, как ничтожно мало три дня в Шанхае), но само здание видел и очень впечатлился.



Ну и последний бонус музея городского планировая - с верхних этажей открывается отличный вид на Народную Площадь. Точнее на некоторые ее отрезки, ибо она слишком большая, чтобы охватить ее всю.



Это сторона народного парка, с гостиницей Парк Отель Шанхай и другими более историческими зданиями. А со второй стороны просто невероятный вид на Шанхайский музей, исторический Концертный зал, и окружающие небоскребы



Кстати, выход из Музея городского планирования спланирован так, что ты спускаешься в подземный переход и попадаешь на торговую улицу, имитирующую Шанхай 30-х годов.



Ну а ны выходе-выходе наверно ничем не примечательное здание, кроме того, что я  возле него жил, и оно мне нравится. На этом пожалуй все - и про музеи, и про мой Шанхай.



Спасибо всем, кто читал и терпел)
Tags: Еврейское прошлое, Китай, Музеи, Самое прекрасное в мире
Subscribe

  • 2020

    Ну в общем вы про этот год все сами знаете. Выразить надежду, что следующий год будет лучше - это understatement of the year (pun intended).…

  • История службы одного солдата

    Сегодня я получил уведомление об официальном освобождении от службы в Армии Обороны Израиля (ЦАХАЛ). Я начал служить ровно 21 год назад, в ноябре…

  • Тан Тван Энг - Дар дождя и Сад вечерних туманов

    Обнаружил для себя очень хорошего малазийского писателя - Тан Тван Энга. Пожалуй первый современный автор после Ханьи Янагихары, чьи книги мне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments