Lorien (lorien22) wrote,
Lorien
lorien22

Categories:

Сараево - самый высокий небоскреб на Балканах и Национальный музей Боснии и Герцеговины

Продолжаем наше путешествие по Балканам. Окончив тур по Герцеговине и осмотр потрясающего Мостара, мы перемещаемся в столицу - Сараево. Но прежде чем мы начнем осматривать основные достопримечательности, я покажу вам пейзажи по дороге из Мостара в Сараево, считающейся самой красивой в Европе, и расскажу о двух менее "приметных" местах (в кавычках, потому что физически заметить их очень легко) - небоскребе Башня Аваз, с которой открываются потрясающие виды на город, да и сам он очень красив, и о национальном Музее Боснии и Герцеговины, который буквально потряс меня своей коллекцией. Я расскажу вам о мытарствах самого музея, пережившем ужасы войны и банкротство после нее, и о приключениях его главного артефакта - еврейской агады, одной из самых старинных в мире. А также об уникальных некрополях Стечки, о мозаиках из Столаца, и о многом-многом другом.




Выезжаем. Дорога из Мостара в Сараево - одна из самых красивых в Европе.



Таких реально умопомрачительных гор я кроме Исландии нигде не видел. С этой может сравниться разве что Киркьюфелл - http://lorien22.livejournal.com/315064.html



Как я уже упоминал, балканцы - люди неторопливые, что в данном случае превратилось в плюс. Вместо двух часов ехали мы часа три с половиной, и все это время я с отвисшей челюстью смотрел в окно.



Как мы уже убедились в случае с Мостаром - http://lorien22.livejournal.com/332019.html, главная тема Боснии - это мосты через речку.



Как вам это вид, а? Помоему так Швейцария отдыхает. А вот знаменитый мост Коньица через Неретву, разделяющий город на две части.



Коньиц в последние годы резко набирает туристическую популярность, и думаю еще через несколько лет станет не менее известным чем Мостар - http://lorien22.livejournal.com/332421.html. Так что если у вас есть лишних полдня - заскочите на огонек, тем более что это по пути. Ну а теперь въезжаем в Сараево.



Глядя на эту фотографию мне вдруг подумалось - почему здания вокзалов всегда строят такими мрачными?? Почему надо архитектурно угнетать людей, отправлющихся в поездку или возвращающихся с нее? Это лишено всякой логики, ведь путешествия - это приключение, а ты начинаешь его с места, которое выглядит как тюрьма или камера пыток.



То же самое про атмосферу вокзалов. Вместо предвкущающих поездку лиц мы вечно видим каких-то бомжей, страшные небритые хари на кулях. Снаружи вечно грязь, кульки, какие-то собаки бродячие... И хочется сказать, что может это тема Восточной Европы, но нет, то же самое у меня было и в Люксембурге - http://lorien22.livejournal.com/321276.html, и в Лондоне, и в многих других "западных" странах. Про какой-нибудь Брюссель и говорить не буду, так как с вокзала выходишь, сразу сердечный приступ.



Об этом еще пойдет речь в дальнейшем, но отмечу и здесь: Сараево - это город, абсолютно не поддающийся планированному подходу. Я намеревался обойти определенное количество достопримечательностей в центре (что тоже в итоге подверглось немалым коррективам), а если останется время, то выехать на окраину к небоскребу Аваз и Национальному музею. Выйдя из вокзала, я увидел, что вышеупомянутый небоскреб находится прямо возле него. И решил, что раз уж я здесь, то уж сам бог велел.



Эта башня, как наверное и весь Сараево, вызывает какой-то абслютно сюрреалистичный когнитивный диссонанс.



Самый высокий небоскреб на Балканах (172 метра) и один из самых красивых, что я когда-либо видел (наверное так выглядят спиральные небоскребы в эмиратах, куда, увы, мне путь заказан), Аваз Тауэр находится в совершенно не туристическом месте, в якобы деловом районе, в котором никаких дел не происходит. Внутри здания должна быть пятизвездочная гостиница, которая может быть и есть, но ни никаких постояльцев в ней нет, и ресторан на смотровой площадке, который закрыт. Излишне говорить, что я был единственным посетителем небоскреба. На самой смотровой площадке есть типа барьер, который можно легко перешагнуть (никто не проверяет) а можно кинуть монетку 1 БАМ (пол-евро). Такова плата за посещение самого современного небоскреба на Балканах (рассказать вам сколько берут за посещение Осколка в Лондоне, или сами повеситесь?). Похоже в плане туризма есть столице Боснии к чему стремиться, но опять-таки - в моих глазах дешевизна это только плюс. Ну а отсутствие туристов позволяют спокойно и в тишине насладиться замечательными видами на Сараево, открывающимися с башни.



Многие утверждают, что Аваз похож на знаменитый Вращающийся Торс, Калатравы - здания, которое он забабахал в Мальмё - http://lorien22.livejournal.com/201264.html. Я лично, после того как всеми любимый Сантьяго испоганил Иерусалим своим мостом, а другим мостом утопил Венецию отношусь к маститому архитектору более чем прохладно, поэтому мне кажется, что небоскреб в Сараево гораздо красивей.



Еще Аваз не раз входил в рейтинги десяти самых красивых небоскребов мира. На мой взгляд вполне заслуженно.



Виды с небоскреба тоже могут войти в разные списки самых-самых



Впечатленный красотой, я сначала подумал, что именно это и есть центр Сараево.



Но потом, начав искать знакомые ориентиры, понял что ошибся, и это просто жилой район. А центр города находится на противоположной стороне)



Как раз он смотрится с небоскреба менее зрелищно. Но если приблизить объектив, то можно увидеть все "главные" достопримечательности - здание муниципалитета, в прошлом бывшее библиотекой, императорскую мечеть, собор, церковь арахнгелов и прочее. Ко всем этим местам мы еще подойдем.



В третью сторону - вид на финансовый район Сараево.



Слева мы видим знаменитое здание парламента, которое сгорело во время осады Сараево в ходе Югославской войны. Однако о нем также будет позднее, а мое внимание привлекло здание по соседству, фасад которого выполнен в стиле неоренессанса.



Настолько, что я решил отправиться прямо к нему.



Каково же было мое изумление, когда выяснилось, что в этом здании располагается Национальный музей Боснии и Герцеговины - еще одно место, в котороя я планировал зайти, но гораздо позже. Но раз уж я здесь, то как и в случае с башней Аваз, пришлось воспользоваться моментом.



Музей был заложен в 1850 году, однако основан был лишь много лет спустя, в 1885, а открылся для публики в 1888 году. В 1913 году его перестроил и расширил главный архитектор Боснии и Герцеговины Карел Парик, о котором я уже упоминал в рассказах про Мостар - http://lorien22.livejournal.com/332913.html, где он тоже потрудился на славу. Парик сконструировал четыре павильона - археологический, этнологический, естественно-исторический и библиотеку, а в центре открытая терраса и ботанический сад. Мы, разумеется, отправимся сначала в археологический.



Со входом в музей, как и с небоскребом, тоже не все так просто. Десять минут я крутился, искал, кому вообще надо платить. Не может же быть, что в Национальном музее, главном в стране, нет никакого смотрителя?? Это же все-таки не какой-то там музей древесной коры на Ивановке. В итоге появился какой-то старичок, ни слова не говорящий по английски, и долго мне что-то объяснял. В итоге  протянул ему пригоршню монет на ладони, и предложил взть с меня положенную мзду. билет обошелся мне в 6 БАМ (три евро). 12 шекелей за вход в музей мирового уровня, не уступающий лучшим археологическим музеям мира.



В музее я, к своему изумлению, обнаружил невероятную коллекцию мозаик



Все, кто немного следят за моими приклю-путешествиями знают, что в последнее время я очень неровно дышу к мозаикам.



Недавно я ездил на открытие редкой мозаики в Кирьят-Гате, и прождал три часа до "поднятия вуали" - http://lorien22.livejournal.com/318378.html.



Я ездил на мимолетное открытие новой мозаики в Лоде, которую теперь унесли на реставрацию, и вернут наверное лет через пять. Три раза я пытался подобраться к ней - http://lorien22.livejournal.com/306988.html, с переменным успехом, но будем считать, что это был удачный день)



Я даже поехал на границу с Ливаном в Ханиту, чтобы посмотреть там несколько любопытных мозаик - http://lorien22.livejournal.com/286047.html. Кстати за вход в этот несчастный музей в кибуце с меня взяли 20 шекелей - то есть вдвое больше, чем за Национальмый музей БиГ.



Я ездил и в Хукук, где недавно раскопали потрясающую мозаику с редким изображением Александра Великого, и долго рыскал по всему региону, в попытках ее отыскать, впоследствии узнав, что ее сразу увезли на реставрацию.



Мозаики датируются в основном III веком, и привезены из Столаца, древнего города, первые поселения в котором были еще 15 тысяч лет назад, в преисторическую эпоху.



Мозаики варьируются - есть геометрические формы, есть строения, есть изображения животных и рыб, а есть и портреты.



Некоторые по уровню не хуже, чем уведенный у меня из под носа Александр.



Я могу рассказывать про мозаики вечно, но пора, наверное, показывать, что еще есть в музее.



Например замечательные рельефы. Кстати сейчас присмотревшись к фотографии, я с удивлением обнаружил на рельефе свастики!



Курьезный артефакт. Я просто не мог воздержаться)



Золотые предметы. Не Золотой музей Дублина - http://lorien22.livejournal.com/224721.html, но тоже неплохо



Поднимаемся на второй этаж



Там продолжение коллекции



Рельефы



И прочие радости



Переходим к главному артефакту, причем не только для меня. Сараевская Агада!



Понятно, что про эту Агаду можно написать целую книгу, но я попробую совсем вкратце. Одна из древнейших сефардских агадот, берет свое начало в Барселоне примерно в 1350 году. После Альгамбрского эдикта - указа об изгании евреев, агада покинула Испанию в 1492 году. В XVI веке она всплыла в Италии. В Национальный музей БиГ Агада была продана в 1894 году человеком по имени Джозеф Коэн. Она пережила нацистов и усташей - главный библиотекарь музея Дервиш Коркут, рискуя жизнью, тайно вывез ее из Сараево и отдал ее мусульманскому имаму, спрятавшему ее под полом мечети (я начинаю понимать, почему Марио, глава еврейской общины в Сараево, с такой горячностью убеждал меня, что Мусульмане в Боснии - лучшие друзья евреев уже 500 лет). Она пережила боснийскую войну, когда музей был разграблен (воры просто не подозревали о ценности манускрипта). Она пережила трехлетнюю осаду Сараево - самую долгую осаду в истории современных войн - находясь в подземном сейфе банка, в секрете от сербов, которые чуть ранее сожгли главную библиотеку Сараево, в которой хранилось около двух миллионов редких рукописей. Чтобы опровергнуть слухи о продаже агады правительством, с целью приобрести на эти деньги столь необходимое оружие, президент Боснии публично показал агаду на седере еврейской общины в 1995 году.



История Дервиша Коркута имеет невероятное продолжение. Кроме агады он вместе со своей женой прятал у себя дома еврейскую девушку по имени Мира Папо. По невероятному стечению судьбы, Мира, будучи уже пожилой женщиной в Израиле приютила у себя беженку из Боснии во время Югославской войны. Ей оказалась... дочь Дервиша Коркута!! Иногда попадаются такие истории в жизни, что никогда в жизни не поверишь.



Возвращаемся к агаде. В 2012 году Национальный музей Боснии и Герцеговины разорился, и был вынужден закрыть свои двери после 124 лет беспрерывной работы (все 65 рабочих музея продолжали приходить на работу, более года не получая зарплату), и над будущим Агады, которая к тому времени оценивалась в 700 миллионов долларов, вновь нависла неизвестность. Нью-Йоркский Метрополитен предложил устроить у себя манускрипт на три года, и даже попытался организовать ресурсы, требуемые для перевоза столь ценного артефакта, но политическая ситуация в стране не позволила манускрипту покинуть пределы Боснии. И вот, год назад, вместе с открытием музея, агада также была выставлена для публики - в особой комнате с пуленепробиваемым стеклом, входа в которую нет.



Выходим на так называемую террасу и ботанический сад. Тут, кроме всего прочего расположены знаменитые Стечки.



Стечки - это уникальные монументальные средневековые надгробия. Большинство из них (60 тысяч) находятся в Боснии и Герцеговине, но не ограничиваются этой страной, а присутствуют также в Хорватии, Сербии и Черногории (в общей сложности 10 тысяч).



В 2009 году все четыре страны подали заявки на включение стечек в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и как раз незадолго до моего путешествия заявка была принята. В список ЮНЕСКО включили 30 некрополей, 22 из которых в Боснии и Герцеговине, по 3 из Черногории и Сербии, и два из Хорватии.



К слову, много надгробий было найдено неподалеку от уже упомянутого Столаца, в трех километрах от древнего города (некрополь Радимлья, самый важный монумент средневековья в Боснии и Герцеговине). Также неподалеку от Столаца в деревне Больюни находится Стечки Влатко Вуковича Косача, легендарного боснийского воеводы и владьца Хума, преданного вассала короля Твртко I Котороманича, о котором я рассказывал, путешествуя по Герцеговине - http://lorien22.livejournal.com/334164.html.



В наши дни многие стечки выставлены вот здесь, в саду Наионального музея. Вот самое знаменитое надгробие.



Им даже посвящена отдельная выставка в павильоне естественной истории



Где рассказывается, как я понимаю, про все Некрополи, вошедшие в список Юнеско.



Еще немного про мытарства музея - во время Боснийской войны он сильно пострадал от артиллерийских обстрелов, само здание было существенно повреждено а многие галереи разрушены до основания. Директор музея в те годы, д-р Ризо Сиджари погиб от взрыва гранаты, покрывая дыры в стенах здания пластиковой пленкой, полученной от ООН.



Тем более приятно видеть, что музей, после всех пережитых ужасов, наконец-то приходит в себя, и даже получает награды.



Нет лучшей ноты, чем эта, чтобы завершить пост, тем более что после литературы я больше всего на свете люблю музеи. В списке любимых моментов этого путешествия - http://lorien22.livejournal.com/329980.html он вошел под номером шесть, и сейчас я думаю, что мог бы быть и повыше. На этом культурная часть про Сараево выполнена, в следующий раз расскажу про сам город)
Tags: Балканы, Босния и Герцеговина, Еврейское прошлое, Музеи, Самое прекрасное в мире
Subscribe

  • Греция 2.0 - Ханья

    Продолжаем использовать приоткрывшееся окно в мир (а точнее в Грецию). После выходных на Родосе мы решили на этот раз посетить остров Крит, и…

  • Сербия - любимые моменты

    Состоялось наше первое путешествие в пост-коронавирусную эпоху. Выбор был невелик - из Израиля выпускают примерно в три страны, и только одна из них…

  • Географический Флешмоб

    Подхватываю флешмоб о крайних точках на карте мира. Ранее видел у yarowind, a сегодня подхватил у sewa7 Север, Юг, Запад…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Греция 2.0 - Ханья

    Продолжаем использовать приоткрывшееся окно в мир (а точнее в Грецию). После выходных на Родосе мы решили на этот раз посетить остров Крит, и…

  • Сербия - любимые моменты

    Состоялось наше первое путешествие в пост-коронавирусную эпоху. Выбор был невелик - из Израиля выпускают примерно в три страны, и только одна из них…

  • Географический Флешмоб

    Подхватываю флешмоб о крайних точках на карте мира. Ранее видел у yarowind, a сегодня подхватил у sewa7 Север, Юг, Запад…