Lorien (lorien22) wrote,
Lorien
lorien22

Category:

Волюбилис, часть вторая - рубикон Востока и Запада

Продолжим прогулку по Волюбилису. Нас ожидают еще мозаики, еще монументальные римские развалины и сооружения, святой Белый город Мулай Идрис, и вечный вопрос о кофликте Востока и Запада.



В прошлый раз мы остановились с вами неподалеку от базилики на том историческом моменте (788 год), когда Мулай Идрис основал здесь династию Идрисидов и будущее государство Марокко, сделав город его столицей.



Строительство базилики закончилось в начале III века при правлении императора Марка Опеллия Макрина. Построенная по модели базилики в ливийской Лептис-Магне, базилика Волюбилиса считается одной из самых красивых и совершенных в Африке.



Идрис I, бежавший от аббасидов из Сирии после битвы возле Вади-Факх, основал также город Фес - http://lorien22.livejournal.com/346939.html, ставший после Волюбилиса столицей государства Идрисидов, просуществовавшего до конца X века. Однако сам Мулай Идрис властвовал всего три года - в 791 году его, по всей видимости, отравил багдадский халиф Гарун ар-Рашид



На момент смерти у Мулая Идриса не было детей. Позднее одна из его наложниц по имени родила ребенка, ставшего впоследствии Идрисом II. Он перенес столицу государства в Фес - http://lorien22.livejournal.com/348195.html, по сути лишив Волюбилис последнего политического влияния.



В 818 году Волюбилис заселила группа мусульман под названием Рабеды. Они устроили мятеж в Кордобе (тогда часть мусудьманской Испании под названием аль-Андалус), и удостоились изгнания сюда.



Волюбилис долгое время оставался жилым городом, и считается, что окончательно он был заброшен в XIV веке. Знаменитый арабский географ и путешественник Лео Африканский описывает город как "скопище стен и ворот, вокруг гробницы Мулая Идриса, охраняемое двумя-тремя замками". Впоследствии могила была перенесена в город с одноименным названием Мулай Идрисс, где для нее был построен внушительный мавзолей (и город и мавзолей сохранились до наших дней, однако вход в него разрешен только верующим. Можно полюбоваться на Мулай Идрис с горы, но в нашу программу это, увы, не входило), а Волюбилис был окончательно забыт.



Город стали называть Ксар-Фараон (замок Фараона), поскольку со временем появилась легенда, что Волюбилис построили древние египтяне. Тем не менее многие здания сохранились до середины XVII, пока его окончательно не добили два события: сначала его разграбил Мулай Исмаил, с целью собрать стройматериалы для своей новой имперской столице в Мекнесе, а потом все что осталось разрушило Лиссабонское землетрясение 1755 года.



Большиство руин Волюбилиса были обнаружены во время французского правления в Марокко (1912-1956), однако археологические раскопки здесь начались намного раньше.



Археология всегда ассоциировалась с французским колониализмом, и массовые раскопки в северной, западной и центральной Африке начались еще с захватом Алжира в 1830 году. Развалины римской эпохи пользовались особой популярностью, так как французы сознательно искали в Африке следы "пре-исламского" существования.



Цель раскопок во французской северной Африке (Марокко, Алжир, Тунис) всегда была идеологической, с целью создать прямую связь между древним Римом и нового Латинского общества, которую европейцы пытались насадить в регионе. Более современные сооружения на древних археологических сайтах были снесены с целью возродить римские города, виллы, общественные здания и сооружения (наподобие базилик, триумфальных арок и храмов). Целые разрушенные города наподобие Тимгада в Алжире были "возрождены". В этом смысле сильно повезло и Волюбилису.



Подобный подход поддерживался многими знаменитыми культурными деятелями и писателями. В 1920 году знаменитая писательница Эдит Уортон посетила Волюбилис и отметила рузкий контраст между римскими руинами и "конусообразным белым городом Мулай Идрис, Святым городом Марокко". Для нее мертвый город был символом "системы, порядка и социальной концепции, сохранившейся до наших дней". А современный, живой и бурлящий марокканский город был для Уортон "гораздо более мертвым, неразборчивым, засосанным в воронку прошлого гораздо больше, чем любая сломанная архитрава Греции или Рима". Если подвести черту: Уортон видела в Волюбилисе символ цивилизации, а в Мулай Идрисе символ варварства. По ее мнению, разрушив римский форпост, Ислам разрушил единственную возможность создать цивилизованное общество.



Такая идеология хорошо вписывалась в происходящее на тот момент. Французский колониализм, подчеркивала писательница, позволяет создать в Марокко политическую стабильность, и создает уникальный шанс создать "новое цивилизованное общество". Ее идеи поддерживались многими другими писателями, например Хилэром Беллоком, утверждавшим, что "на контрасте Волюбилиса и Мулай Идриса можно хорошо увидеть, как Ислам затопил и уничтожил классическую христианскую традицию".



Немного о триумфальной арке



Арка была построена в 217 году правителем города Марком Аврелием Себастьяном в честь императора Каракаллы и его матери Юлии Домны. Однако к тому моменту как строительство арки закончилось, и Каракаллу и его мать убил узурпатор Макрин, ставший впоследствии императором и построившим в Волюбилисе базилику.



Арка Каракаллы стоит на соединении двух главных улиц - Декуманус Максимум и Декуманус Секундус, а также на соединении двух городов - старого и нового. Старый город находился справа, и в нем были самые богатые виллы патрициев с мозаиками. Некоторые мы видели в прошлом посте, давайте посмотрим еще несколько.



Любопытная большая мозаика



Сколько не искал, не нашел про нее никакой информации, и даже названия дома. Очевидно она не из самых знаменитых)



А жаль, помоему она хорошо сохранилась и вполне заслуживает внимания



Любопытно также сочетание - в центре мы видим изображение обнаженной женщины на лошади - явно богини из римской (или греческой) мифологии



А вокруг - многочисленные изображения рыб, ярковыраженного символа раннего христианства



Еще немного мозаик - это похоже украшала древнее джакузи и была частью банного комплекса



В соседнем доме я обнаружил две мозаики наездников



Как я уже рассказывал, Танжер - http://lorien22.livejournal.com/344639.html и Волюбилис пожалуй два единственных места в Марокко, где, как я считаю, нам выделили безумно мало времени. Эту часть нам вообще практически не показывали (кроме мозаики подвигов Геракла), и я осматривал ее на бегу, причем бегать пришлось быстро, и иногда с опасностью для здоровья (я карабкался на какой то камень, с целью сфотографировать одну из мозаик сверху, камень покачнулся, и я красиво полетел вниз, причем подняв кверху руку с фотоаппратом чтобы не повредить самое ценное. Фотоаппарат не пострадал, но моя филейная часть да).



Приближаемся к Капитолийскому храму.



Когда-то это была накрытая сводчатая галерея внутреннего двора. На переднем плане мы видим алтарь, за ним - 13 ступенек, ведущих в коринфский-коллонадный храм с единой целлой. Именно это сооружение считалось главным в общественной жизни римлян и было посвящено трем главным богам древнеримской мифологии - Юпитеру, Юноне и Минерве. Тут проходили все важнейшие гражданские собрания, а также церемонии благодарности богам за удачные события - например победах в войнах.



Раскладка храма - фасадом к задней стене базилики - очень нестандартная. Одно из выдвинутых предположений гласит, что Капитолийский храм был на останках другого храма, более древнего. В 1924 году была найдена надпись, сообщающая, что Капитолийский храм подвергся реконструкции в 218 году. Если говорить о нашем времени, то храм был частично отреставрирован в 1955 году, после чего в 1962 году подвергся массивной реставрации, в ходе которой были восстановлены 10 из 13 ступенек храма, стены целлы и колонны.



Всего в Волюбилисе было пять храмов, из них самых примечательный - "Храм Сатурна", расположенный в Западной части города. Он был построен на руинах более древнего Пунического храма, созданного в честь языческого бога Баала.



Ну и раз уж мы затронули тему реставрации, закончим рассказ об истории раскопок в Волюбилисе



Первые раскопки в городе были осуществлены французским археологом Генри де Мартиньером в 1887-1892 годах. Вторые раскопки проводились французами в 1915 году, причем примечателен тот факт, что копали здесь тысячи немецких заключенных, захваченных в плен в ходе Первой мировой войны. Раскопки то продолжались, то останавливались, пока не прекратились в 1941 году, из-за начала Второй мировой войны.



Более поздние раскопки уже осуществлялись совместно французским и марокканским правительством. Арку Каракаллы отреставрировали ранее, в 1930-1934 годах. Капитолийский храм, как сказано выше, в 1962 году, базилика в 1965-1967 годах, ворота Тингис - в 1967 году.



В 1980 году Волюбилис был номинирован как город мирового наследия. Однако официально ЮНЕСКО признала этот статус только спустя 17 лет, в 1997 году.



Мозаики и дома римских патрициев в основном подверглись реставрации в 1952-1955 годах. Французы хотели восстановить как можно больше до получения Марокко независимости (1956 годах), очевидно опасаясь, что после этого работы прекратятся.



А это мы подошли с вами к дому Орфея. Тут есть две главные мозаики - одна изображает Орфея, играющего на арфа, в окружении деревьев, птиц и животных, составляющих, по всей видимости, его публику.



Эту мозаику часто подвергают критике. По мнению экспертов, в ней нет "гармонии", поскольку животные изображены разных размеров, все смотрят в разные стороны, и никто не слушает музыку. Творец мозаики, утверждают они, просто скопировал изображения животных из них без намерения интегрировать их в общую цельную картину.



Мозаика расположена в триклиние - комнате для ужина, в которой трапезничающие располагались на стоящих вокруг кушетках, и наслаждались видом главной мозаики.



Перед ней можно видеть Атриум, а в нем - мозаику с изображением Амфитриты - жены Посейдона, на колеснице, запряженной морским конем, и в окружении других морских животных.



В Теогонии Гесиода Амфитрита - одна из нереид, дочь морского бога Нерея и Дориды (по другой версии, высказанной Псевдо-Аполлодором, она дочь Океана и Тефии). Мать Тритона, она почиталась наравне с Посейдоном, и именуется "матерью нереид". Подарила Тесею золотой венок.



Рядом с атриумом в соседней комнате я обнаружил еще одну любопытную мозаику.



Ну как вам? Мне Волюбилис жутко понравился - настолько, что он занял четвертое место в списке лучших моментов моего пребывания в Марокко - http://lorien22.livejournal.com/341895.html.



На заднем фоне мы, кстати, видим тот самый белый город Мулай Идрис. Ну а что вы скажете по поводу сочетания Востока и Запада?
Tags: Археология, Марокко, Мозаики, Путешествия, Самое прекрасное в мире
Subscribe

  • 2020

    Ну в общем вы про этот год все сами знаете. Выразить надежду, что следующий год будет лучше - это understatement of the year (pun intended).…

  • История службы одного солдата

    Сегодня я получил уведомление об официальном освобождении от службы в Армии Обороны Израиля (ЦАХАЛ). Я начал служить ровно 21 год назад, в ноябре…

  • Тан Тван Энг - Дар дождя и Сад вечерних туманов

    Обнаружил для себя очень хорошего малазийского писателя - Тан Тван Энга. Пожалуй первый современный автор после Ханьи Янагихары, чьи книги мне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments