Абу-Симбел, самый великий храм Древнего Египта

Дело было так: с каждым храмом, увиденным в Египте, я говорил себе - все, это самый крутой храм, круче уже не будет. Мединет Хабу, Дейр эль-Бахри,Луксор, Карнак, Эдфу и Ком Омбо - каждый храм поражал чем-то своим. Чем-то особенным. Храм Рамзеса III был самым первым, храм Хатшепсут - самым современным, Луксор - самым духовным, Карнак - самым большим, Эдфу - самым сохранившимся, Ком Омбо - самым гармоничным и крокодильим. В Абу-Симбел особенным было все и дважды. Это настоящее чудо света, пережившее не только все перепетии времен, но даже коммунизм Насера.



Для того, чтобы попасть в Абу-Симбел мы встали в четыре утра, и поехали 300 километров по Нубийской пустыне.



Тут реально нет ничего кроме песка



Где-то посредине ничего кто-то предприимчивый построил туалет для туристов (где даже нет канализации, просто стоит бидон с водой, которой можно помыть руки), и поставил в качестве достопримечательности клетку с пойманными песчаными лисятами



Когда мы поехали дальше, вдруг в какой-то момент показался город



Я уж было подумал, что у меня начался знаменитый мираж, но потом вспомнил, что добрейший Насер, один из уебков-коммунистов, когда-то правивший Египтом, построил тут неподалеку искусственное озеро, с целью, очевидно обеспечить водой тех людей которых сошлют жить в пустыню.



Ради этого озера Насер и его сподвижники в лучших традициях коммунизма затопили десятки древнейших египетских храмов, и разрушили почти все древнее культурное наследие страны, которые потом спасал весь мир. То же случилось и с Абу-Симбелом - храм пришлось "разобрать на части", и перенести на гору 60 метров выше.



Самое веселое, что Насер - это прямо как Ленин - умер, но его ебаное дело живет. Сюда по-прежнему планируют переселить сотни тысяч людей, которым якобы это озеру даст воду для сельского хозяйства и других нужд. В общем прямо как советский коммунизм, по которому сейчас многие ностальгируют. Разрушать умели на ура, а вот строить или думать - это нет.



Насера кстати в совке очень любили - орденами награждали, он был героем Советского Союза... Все как полагается. В СССР всегда умели выбирать себе союзников.



У меня есть много чего еще сказать, и про Насера, и про совковый коммунизм, но не буду, благо все-таки пост не об этом. Тем более, что уже совсем близко видно первый и более главным храм комплекса Абу-Симбел.



Комплекс Абу-Симбел состоит из двух громадных каменных храмов, построенных в ходе правления фараона Рамзеса II Великого (XIII век до н.э.).



Первый храм (на переднем плане) Рамзес II построил в память о себе, а второй (более дальний) - в память о своей жене Нефертари (не путать с Нефертити), в честь победы в знаменитой Битве при Кадеше



У входа в главный храм. Вы только посмотрите на эту монументальность. Офигеть. Жалко только, что тут так много людей (в отличие от Ком Омбо - http://lorien22.livejournal.com/371281.html, мне не удалось дождаться момента, когда все туристы очистили помещение)



Невероятно. Я считаю Петру заслуженным чудом света - http://lorien22.livejournal.com/274717.html, а монастырь Ад-Дир вошел в список десяти самых запоминающихся моментов моих путешествий - http://lorien22.livejournal.com/370477.html, но если быть честным - с храмом Абу-Симбел он не идет ни в какое сравнение.



Любопытная история связана с именем храма, Абу-Симбел.



Одна легенда гласит, что название произошло от скалы, на которой, в том месте, где река делает к ней изгиб, высечен в барельефе египетский мужчина, в заострённом фартуке которого арабские моряки усматривали подобие хлебной меры; поэтому изображение это названо «Абу-Симбел», отец хлеба (колос по арабски будет синбел)



А другая, более любопытная на мой взгляд (ее очень любят рассказывать местные тур-гиды), гласит что Абу-Симбел был мальчик, который во времена, когда храм еще был засыпан песком, и о нем никто не знал, водил к нему первых исследователей Египта примерно 200 лет назад. В итоге они назвали комплекс в его честь.



Перейдем к рассказу о Великом храме



Великий храм Абу-Симбела взяло построить двадцать лет, и достроен он был в 24-й год правления Рамзеса II (примерно 1265 год до н.э.). Он был посвящен богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху, а также самому фараону, обожествленному еще при жизни.



Он считается самым большим и самым красивым храмом, построенным в эпоху правления Рамзеса II (всего фараон построил шесть храмов), и одним из самых красивых в Египте (на мой взгляд самый красивый).



А вот мой любимый кадр Абу-Симбела. Черно-белый



Должен сказать, что черно-белые кадры в Египте получаются лучше всего (храм в Луксоре отличный тому пример - http://lorien22.livejournal.com/367716.html). Во первых так подчеркивается древность сооружений, а во-вторых погода в Египте не располагает к красочным цветным кадрам - в пустыне все засыпано песком тусклого желтого цвета, в городах правит смог.



Вообще древности Египта ревностно охраняют себя, и не поддаются легко фотографам и исследователям. Учитывая, что они пережили, их можно понять.



Возвращаясь к Великому храму - вход в него украшают четыре статуи фараона Рамзеса II, все облаченные в «пшент» - головной убор из двух соединенных корон: красный «дешрет» правителей Нижнего Египта и белый «хеджет» правителей Верхнего Египта.



Помните знаменитый рельеф в Эдфу, нде две сиськастые женщины стоят вокруг фараона? - http://lorien22.livejournal.com/369876.html. Так вот это Птолемей VIII в короне пшент между богинями Уаджит в короне дешрет (слева, символизирует Нижний Египет) и Нехбет в короне хеджет (справа, символизирует Верхний Египет).



У подножия статуй фараона расположены жена Нефертати, мать Мут-Туй (Туйя), двое его первых сыновей - Амун-Хер-Хепешеф и Рамзес, и шестеро дочерей - Бинтанакх, Бакетмут, Нефертари, Беритамен, Небеттави и Исетнофрет. А над статуями мы видим фриз с 22 бабуинами, почитателями солнца, и охранниками входа в храм.



Бог-сокол Ра-Хорахти



Ну и наконец мы вплотную приблизились к входу



К моему огромному сожалению, и как вы уже наверное догадались, фотографировать внутри храмов в Абу-Симбеле строго запрещается. Можно лишь сквозь толпу снаружи сделать фото главного входного зала. Вот что у меня получилось.



То же самое уже происходило в Долине Царей, где расположены гробницы фараонов и в Дейр эль-Медине - http://lorien22.livejournal.com/368848.html, где находился город ремеслеников.




Пришлось довольствоваться рельефами снаружи



Вот единственный кадр, который я сделал внутри Великого храма. Показываю его далеко не из-за его художественной ценности, а из-за цены, которую пришлось за него заплатить. У меня чуть было не отняли фотоаппарат, стерли примерно двадцать кадров (с Абу-Симбелом вообще не связанных) и чуть было не выгнали из комплекса вообще. После этого я решил, что лучше фотографировать глазами.



Так что придется вам поверить мне на слово, когда я скажу, что внутрениие росписи храмов Абу-Симбела - это что-то невиданное. И я утверждаю это с полной ответсвенной после Мединет Хабу - http://lorien22.livejournal.com/363683.html, Эдфу - http://lorien22.livejournal.com/369625.html, Карнака - http://orien22.livejournal.com/368440.html и других. У меня просто не хватает слов, чтобы описать рельефы Великого храма.



Ну а мы перемещаемся ко второму храму, более "скромному"



Храм, посвященный богине Хатхор и жене фараона Нефертати назывался "Маленьким храмом". С ним связано два удивительных факта.



Первый - это второй раз в истории Египта, когда храм посвятили женщине (Я думал, что первый - это храм Хатшепсут - http://lorien22.livejournal.com/364736.html, но оказалось, что это храм, который Эхнатон посвятил своей жене Нефертити)



Второй - это один из единственных случаев в египетском искусстве, когда фараоны и царицы изображены одинакового роста!



Как мы видим, всего здесь шесть фигур - с каждый стороны портала по два изображения фараона (южный колосс в хеджете, белой короне Верхнего Египта - http://lorien22.livejournal.com/362124.html, а северный колосс в пшенте, двойной короне Объединенного Египта (Верхнего и Нижнего). По бокам изображены царицы



Вот оба храма в одном кадре. Лучше взять не удалось



Как я уже рассказывал, когда ублюдок Насер начал строить здесь свою плотину, реку, или чтобы это не было, он затопил Абу-Симбел (и десяток других храмов). Чтобы спасти храм, завербовался весь мир. В итоге весь Абу-Симбел распилили и перенесли на гору 60 метров выше.



Поэтому для меня этот храм является чудом света дважды - первый раз в древности, когда его строили, и второй раз - в современности - когда его перенесли.



Я смотрел на детали все время, что нам отвели в комплексе, и не мог понять. Как? Как его построили? Как его переносили? Как такое возможно? И это был редкий случай, когда я испытывал гордость за людей, за то, что они умеют делать, когда хотят.



Я, увы не умею. Мне остается только смотреть и удивляться. И радоваться, что есть такая возможность - лицезреть чудеса нашего мира, построенные тысячелетиями назад.
Абу Симбел -вообще уникален! Мое глубокое убеждение - кто не видел этот храм своими глазами, не имеет права рассуждать о египетском искусстве ( особенно искусстве барельефа) вообще.
А ваше негодование относительно г-на Верблюда напомнило старую эпиграмму
"Герой Советского союза
полуфашист. полуэсер
лежит на солнце, греет пузо
Гамаль Абдель на всех Насер".
Кто не видел этот храм своими глазами, вообще не имеет права ни на что)

Гамаль и нам лично немало крови попил (хотя мы его хорошо поимели в Шестидневную войну), но я даже не об этом. А о всех варварах, которые не ценят свое культурное наследие.
"А о всех варварах, которые не ценят свое культурное наследие."
"Ой, о больном - ни слова!". Я 10 лет жизни положила на "спасение памятников архитектуры от государства", местами даже удачно.
Вообще я страстно люблю и Египет и Израиль - вот такая я противоречивая...
Да я, если честно, ничего против Египта не имею. Просто больно видеть, чем он был, и чем он стал.
Меня там тоже поймали но я успел сделать несколько кадров, а потом карту памяти заменил, чем их сильно обескуражил )
Молодец, оперативно работали)
Меня взяли в тиски, я даже не успел толком на кнопку нажать. Я пытался "перемотать" несколько кадров вперед, но уже через секунду у меня изъяли фотоаппарат. Должен сказать, что они только в Абу-Симбеле так свирепствуют - в других местах можно вполне дать на лапу и фотать в свое удовольствие (я этого не делал).