Lorien (lorien22) wrote,
Lorien
lorien22

Никосия - переходим границу под покровом ночи

О Никосия, столица сразу двух государств - Республики Кипр и Турецкой Республики Северного Кипра. Что может быть уникальней, и интересней для путешественника? Как вы понимаете, ничего. Именно поэтому я сразу по прибытию в город, несмотря на поздний час (а точнее будет сказать глухую ночь), отправился переходить границу. Итак, все что вы хотели знать, но боялись спросить о последней в мире разделенной столице.

Скинув вещи в гостинице, находящейся в 200-х метрах от Ледры, главной пешеходной улицы города, я отправился на прогулку.

Я долго думал, хочу ли я сразу перейти на турецкую сторону. Столько ужасов рассказывали, а тут еще под покровом ночи...

Так, размышляя о бренности всего сущего, я дошел до пограничного пункта, разделяющего Ледру, и, собственно город на две части.

Как выяснилось, у слухов уши велики. Никаких проблем перейти "границу" нет - даешь паспорт, 5 секунд - и я уже в Лефкоше

Конечно вечером, когда все уже закрыто, и единственный свет виднеется из минарета мечети, то немного жутковато. Но уже через две минуты я подошел к одной из главных достопримечательностей Лефкоши.

Это - легендарный Бюйюк-Хан, крупнейший караван-сарай на Кипре, и одно из самых красивых сооружений на всем острове.

Подробно о нем я еще расскажу, когда буду описывать дневные прогулки по городу. Сейчас же только отмечу, что караван-сарай был построен турками в 1572 году, год после того, как они захватили Кипр у венецианцев. В наши дни здесь расположены галереи, мастерские и туристические магазины.

Идем дальше. Обязательная туристическая улица с зонтиками

Такие зонтики мы совсем недавно видели в Лимасоле - https://lorien22.livejournal.com/415769.html. Есть они и в Иерусалиме - https://lorien22.livejournal.com/333771.html

Подходим к самому (на мой взгляд) красивому сооружению на этой части города

Это сооружение сочетает в себе архитектруные элементы византийской церкви VI века и готической церкви XIV века. До захвата Кипра Османской империей здесь была церковь Св. Николая, а турки превратили ее в крытый рынок - Бедестан.

Мы кстати с вами уже видели один Бедестан. Помните где? Правильно, в Сараево - https://lorien22.livejournal.com/335315.html

Главный элемент цервки / бедестана - входная дверь. Вы только посмотрите на эти изумительные детали.

В Бедестане сначала был текстильный рынок, потом рынок еды, затем мучной рынок, а в конце служило хранилищем для зерна, пока не пришло в запустение.

Рядом находится Кипрский музей Турецкого и Исламского искусства, в котором расположена выставка экспонатов времен эпохи правления Османской империи на Кипре (1571-1878 гг.)

По соседству с Бедестаном находится главное сооружение турецкой Никосии - мечеть Селимие

В прошлом это была церковь Св. Софии - самая большая и самая старинная готическая церковь Кипра, построенная в 1209-1325 годах. Это также самая большая церковь на Ближнем Востоке, построенная за тысячу лет - период подъема Ислама и до падения Османской Империи. Здесь короновали Луизиньянских королей Кипра.

В XV веке храм сильно пострадал от землетрясений и постоянных генуэзских нападений, и после захвата острова Венецией был реконстуирован французскими архитекторами в 1491 году в более классическом стиле (сохранив при этом готические элементы). Ну а после захвата Кипра Османской империей в 1571 году церковь была перестроена в мечеть, и к ней пристроили два минарета.

Тут же на площади возле мечето-церкви - главный тусняк)

Любопытный... "Карнизный дом" (Eaved House), получивший свое название из-за нестандартно широких карнизов, поддерживаемых наклоненными столпами. Первый этаж этого оригинального дома был построен в Луизиньянскую эпоху, второй - во времена Османской империи.

Бюйюк-хан - далеко не единственный в турецкой Никосии

Есть также хан Кумарчилар (известный также под названиями "Маленький хан" или хан Картежников). Построен в первой четверти XVIII века, готическая арка на входе очевидно принадлежала другому сооружению. Из оригинальных 56 комнат сохранилось 44, и сейчас тут тоже расположены магазины, кафе и галереи.

Выходим на "сердце Никосии" - площадь Сарайоню

В центре площади находится венецианская колонна, которая была привезена в 1550 году с Саламина, и считается, что она была частью храма Зевса, украшавшего город в древние времена. Основание колонны украшено гербами знатных венецианских семей, живших на Кипре. Когда турки в 1570 году захватили Кипр, они снесли колонну, и на площадь она вернулась только в 1915 году. Скульптура льва Св. Марка, когда-то венчавшая колонну, бесследно исчезла, и теперь на ее месте расположен медный глобус.

От площади Сарайоню начинается авеню Гирне, ведущее к одноименным воротам. Однако по дороге мы зайдем в еще одно замечательное место.

Это - белый квартал Саманбахче, построенный турецким правительством в XIX веке. Известен также тем, что это было первое социальное жилье на острове. Здесь до сих пор живут люди, и район считается одним из лучших примеров кипрской культуры.

В середине квартала расположен круглый колодец - фонтан, до сих пор действующий.

И вот мы выходим на площадь Иноню

К Киренийским воротам.

Ворота были построены венецианцами в 1567 году. Изначально назывались Порта-дель-провведиторе в честь венецинаского губернатора Кипра Франческо Барбаро. Были отреставрированы турками в 1821 году.

В 1931 году британцы закрыли сами ворота, а стены по обеим сторонам снесли чтобы проложить дороги. В 1946 году умер последний турецкий привратник ворот по имени Хороз Али, в возрасте 120 лет! В наши ворота служат туристической достопримечательностью, и внутри расположен информационный центр. Отсюда также отходят автобусы на Кирению (по турецки город называется Гирне).

Но в Кирению мы сейчас не поедем. И вообще наверное пора потихоньку возвращаться обратно на греческую сторону.

Мы еще обязательно прогуляемся здесь, гораздо более пространно, при свете дня, но пока что идем потихоньку к границе. Странно звучит, неправда ли?

Тем более что на обеих сторонах происходит то же самое - и на турецкой стороне сидят в пабах бухают, и на греческой).

Все рекомендуют этот паб (Brewfellas) как чуть ли не лучший в Никосии, но мне он откровенно не понравился. Пиво хоть и оригинальное, но очень дорогое (8-10 евро за пинту, причем это не британская пинта 560 мл, а странная ближневосточная пинта 440 мл), атмосфера отсутствует... Непонятно. Вообще на турецкой стороне лучше, не говоря уж о том, что втрое дешевле.

Прогуляемся немного по греческой стороне. Странно как-то, каких-то 500 метров - и все совсем другое. Иной стиль домов, церкви вместо мечетей.

Хотя дома попадаются не менее красочные и старинные

Мне очень граффити понравилось. Да и улочка красивая.

Впрочем, есть мечети и на кипрской стороне. Но меня порадовала не она, а надпись на знаке. Как же я с ней согласен.

Кошки здесь очень любят атаковать трапезничающих

Ночь опускалась все больше, но я все же хотел перед тем как отправиться спать, дойти до еще одного места. Это ворота Фамагуста, главные ворота Никосии. Были построены венецианцами в том же 1567 году, и изначально носили название Порта Джулиана в честь своего создателя. Построены в венецианском стиле под вдохновением ворот Лазаретто в Кандии. Центр ворот украшен сферическим куполом с дыркой как римский Пантеон. Ворота были отреставрированы турками также в 1821 году.

С 1981 года здесь расположены художественные галереи, а сами ворота являются частью проекта по восстановлению культурной значимости квартала Тахт-Аль-Кале. Здесь действительно очень красиво, а улица Фамагуста по значимости считается второй в Никосии после Ледры.

Ну а раз уж мы вспомнили про Ледру - возвращаемся на нее

И отправимся на заслуженный отдых. По греческой части мы тоже еще обязательно прогуляемся при свете дня. Но пока пора спать.

Tags: Кипр, Самое прекрасное в мире, Турция

• Греция 2.0 - Ханья

Продолжаем использовать приоткрывшееся окно в мир (а точнее в Грецию). После выходных на Родосе мы решили на этот раз посетить остров Крит, и…

• 30 лет в Израиле

3 мая 1991 года наша семья репатриировалась в Израиль. Я считаю, что это было самое лучшее решение, которое приняли мои родители, и я им бесконечно…

• Сербия - любимые моменты

Состоялось наше первое путешествие в пост-коронавирусную эпоху. Выбор был невелик - из Израиля выпускают примерно в три страны, и только одна из них…