Lorien (lorien22) wrote,
Lorien
lorien22

Categories:

Angelus Novus #1 - Трехликая Любовь


Кино

Wall-E: Любовь во имя любви



Нечего сказать, Пиксар это Пиксар. Более подходящей похвалы для студии, исправно выдающей раз в год анимационные шедевры, у меня не нашлось. В 2003 году это был "Finding Nemo", в 2004 "The Incredibles", в 2006 "Cars", в 2007 "Ratatouille", и наконец, на 2008 год пришелся пик творчества наследников Уолта Диснея – "Wall-E".

В Wall-E есть все. Многожанровый и многослойный, комедия, драма и трагедия одновременно, он подходит любой аудитории. Для людей желающих призадуматься это мрачная антиутопия, критикующая наш современный мир – причем критика настолько прямолинейная и жесткая, что зрители давятся ей, как они давятся ежедневно гамбургерами в Макдональдсе. Еще бы – мир, в котором механические роботы и даже таракан предстают куда человечнее тех откормленных зомби, перемещающихся по кораблю на летающих аппаратах, напоминающих инвалидные коляски, прикованных лицами к экрану и не обращающих внимания ни на что вокруг. Эти люди давно разучились мыслить самостоятельно, что-либо делать и вообще стоять на ногах или ходить. Они не знают, что у них на корабле есть, например, бассейн, что из иллюминатора можно любоваться звездами, и что пицца это не овощ, который выращивают из семян. Для них синий цвет это всего лишь новый оттенок красного. Любое проявление человечности, как например обычное прикосновение друг к другу, безумно пугает их.

Эти "люди" опустились по эволюционной лестнице ниже младенцев и животных. Своей неумной тягой потребления они загубили землю, превратив ее в зону, непригодную для проживания. Теперь на земле остались только горы мусора, из которых Wall-E методично возводит небоскребы. Не самая лицеприятная картина, вам не кажется? Именно поэтому фильм не преуспевает в кассовых сборах. Американцам, предпочитающим критику "light", не понравилось сравнение человека, впервые за 700 лет встающего на ноги, с Кубриковской обезьяной, разбивающей череп. Вообще параллелей в этом фильме несметное количество – тут вам и вышеупомянутая "Космическая Одиссея", и "Полет над гнездом кукушки", и "Энни Холл" (Wall-E вполне можно расшифровать как Woody Allen) и многие другие шедевры культуры и контркультуры из американского пантеона.

Но на все это на самом деле можно не обращать внимания, ибо это отнюдь не главное. "Wall-E" это в первую очередь фильм о любви. Любви наивной и чистой, в чем-то детской, еще готовой к самопожертвованию и поэтому столь потрясающей. Такая любовь прекрасна и именно о ней мечтают миллионы людей.

На мой взгляд, "Wall-E" это самый лучший фильм о любви за всю историю кино – он превосходит даже "Касабланку". В "Касабланке" действие происходит в мире взрослых, что неизменно приводит если не к трагедии, то как минимум к печальному концу. В этом мире не бывает сказок, и поэтому фильм не может закончиться традиционным хэппи-эндом.

Действие "Wall-E" происходит в другом измерении - футуристическом мире роботов. В истории любви Wall-E - робота-уборщика и  Евы - робота с "особой миссией" нет премудростей и высокой философии, она ясна как утренний рассвет. На протяжении всего фильма нам  объясняют, что любовь на самом деле очень простая вещь – это люди имеют тенденцию все усложнять. Фильм прекрасен тем, что в нем почти нет диалогов, и в них нет никакой нужды. "Wall-E-е-е!!!" "Eva-a-a-a" -  восклицают время от времени на различный лад главные герои фильма, и все ясно без всяких слов. Нужно всего лишь взяться за руки.  

У любви один язык. Универсальный. Он понятен всем. При его помощи можно построить такую вавилонскую башню, которую не под силу будет разрушить никому. Хотя… люди есть люди. Не стоит сомневаться в их способностях.


Проза

Леонид Андреев: Любовь к смерти



Тяжела жизнь человека. Все дела его - "суета сует", тлен и самообман. Его окружает страх, одиночество и слепота, а сам он раб смерти, всю жизнь ходящий на ее цепи. Человек не выбирает точку начала, не выбирает где и кем родиться, и все его передвижения по шахматной доске зависят от причуд матушки-судьбы.

Тяжела его жизнь. Каждый день, балансируя на грани пропасти, он упорно цепляется за любую выемку в стене, стараясь не скатиться в бездну. Тяжела жизнь человека как стопудовый камень, висящий на шее. Тяжела, но обязательна.

Тяжело читать рассказы Леонида Андреева. Настолько тяжело, что прочитать более двух-трех рассказов зараз практически невозможно. Тебя охватывает страшная вселенская тоска, и хочется утопиться – в лучшем случае в вине, в худшем в океане. Но не прочитать рассказы Андреева нельзя. Они как сама жизнь, которую обязательно надо прожить. Настоящая Литература. Сокровище.

Главным в жизни человека является его неоспоримое одиночество. В этой идее вся суть основного философского течения двадцатого века – экзистенциализма. То самое одиночество человека перед небом и другими людьми, на которое человек обречен с рождения и до самой смерти является самой суровой правдой творчества Леонида Андреева. Однако в отличие от одного из главных теоретиков экзистенциальной философии Жан-Поль Сартра, торжественно принимавшего одиночество как высшую сущность человека и считавшего, что только через одиночество человек способен достигнуть истинной свободы и стать полноценной личностью, Андрееву было жаль человека. Он плакал о его одиночестве.

Сам Андреев как нельзя лучше символизировал это одиночество, поставив себя особняком среди своих коллег-писателей. Он не хотел входить в круг реалистов-последователей Толстого и традиционной французской школы (Флобер, Бальзак и другие), к которым можно отнести Куприна, Бунина, Горького и многих других писателей серебряного века. С другой стороны он не причислял себя и к кружку модернистов (Маяковский, Бальмонт, Брюсов и прочие). Склонный к мистике (абсолютно умопомрачительный рассказ "Стена"), он поставил своими учителями Фридриха Ницше (рассказ "Мысль" как нельзя лучше передает Андреевское видение ницшеанского сверхчеловека), и Артура Шопенгауэра – философа, вознесшего смерть на почетный олимп и считавшего, что боязнь смерти является единственной вещью, побуждающей человека к действию.

Смерть является одной из любимых тем Андреева. Как свидетельствуют очевидцы, о смерти он "мог говорить часами". Панически боясь смерти, он лелеял ее, как любимого ребенка. "Смерть является неотъемлемой частью жизни, и о ней стоит призадуматься", говорил он. Именно сквозь эту смерть и ее непреодолимость, сквозь любовь к смерти и проявляется у Андреева любовь к жизни.

Основу рассказов Леонида Андреева составляет единственный символ, достойный описания – человек. Причем жизнь Андреевского человека в большинстве лишена внешних примет эпохи, страны и социальной среды. Андреевский человек это архетип, "обще-человек", который с неотвратимой непреложностью покорно совершает одинаковый для всех круг железного предначертания.

Человек всегда представлялся Андрееву духовно нищим, сплетенным из непримиримых противоречий инстинкта и интеллекта, навсегда лишенным возможности достичь какой-либо внутренней гармонии, но он все равно видел в этом человеке победителя. В самом отсутствии выбора у человека есть выбор – примириться со своей тяжелой судьбой, принять ее. Поступить правильно. В одном из лучших рассказов Андреева (и лучших в мировой литературе вообще) - "Валя", маленькому мальчику отказывают в самом главном в детстве выборе – выборе родителей. Из-за решения суда, он вынужден покинуть своих любимых приемных родителей, вырастивших его, и переехать жить к своей биологической матери, вдруг появившейся неизвестно откуда и предъявившей на него свои права. Весь мир крушится вокруг него – такая перемена вполне способна подкосить и куда более взрослого человека. Однако Валя не злится на столь вопиющую несправедливость, никого не винит и не унывает. "Не плачь мама", - говорит он своей новой "матери", вдруг осознавшей что происходит. - "Не плачь, я буду любить тебя". Серьезный маленький Валя  уже все обдумал. Он не кричит, не плачет, не спорит и не задает вопросов, понимая, что протестовать бессмысленно, этим ничего не изменишь. И он решает поступить правильно – полюбить находящегося на данный момент рядом с ним человека. Это единственный шанс Вали победить создавшуюся ситуацию, и он пытается использовать его.


Поэзия

Любовь к жизни



Crazy. He stumbles, flops, gets up, and trudges on again.

He moves his ankles and his knees like one wandering pain,

then sallies forth, as if a wing lifted him where he went,

and when the ditch invited him in, he dare not give consent,

and if you were to ask why not? perhaps his answer is

a woman waits, a death more wise, more beautiful than this…

 

              Миклош Радноти – "Вынужденный Марш" ("Forced March")

 

 
Миклош Радноти (настоящее имя Миклош Глаттер) родился в Венгрии в 1909 году, в богатой еврейской семье. В десять лет Миклош случайно узнал, что его мать и брат-близнец умерли во время родов, и эта весть шокирует будущего  поэта – практически все творчество Радноти посвящено трем темам: смерти, чувству вины и самопожертвованию. В 12 лет Миклош лишается отца, умершего от кровоизлияния в мозг, и становится круглым сиротой.

К 25 годам Радноти уже выпускает три полноценных сборника стихов. Несмотря на свое еврейское происхождение, Миклош считал себя именно венгром и всегда подчеркивал это в своих стихах и поэмах. В 1935 году Радноти заканчивает докторат по венгерской литературе. Через несколько лет Радноти решает окончательно порвать с иудаизмом и принимает католическую веру.

Все это никак не повлияло на трагическую судьбу Радноти. "Я" человека не составляется из собственного мировоззрения и ощущений, оно составляется из отражений – кем тебя воспринимают люди, находящиеся вокруг, тем ты собственно и являешься. Радноти же в глазах окружающих оставался евреем. Началась вторая мировая война, и гитлеровская чума надвинулась на Европу. Радноти мобилизуется в венгерскую армию, но из-за еврейского происхождения ему не дают право на ношение оружия и посылают во вспомогательный батальон – разоружать мины. В 1944 году немцы оккупируют Венгрию, и Радноти попадает в плен к нацистам, которые направляют его в трудовой лагерь.

Отступая, нацисты перегоняли пленных евреев пешим ходом через огромные территории – позже эти перегоны получили название "маршей смерти". В одном из таких маршей – через всю Югославию и Венгрию - участвовал Радноти. Во время марша надзиратели заметили Миклоша, "черкающего" в своей записной книжке, и жестоко избили его. Обессиленный, он не мог идти дальше, и его расстреляли. Тело Радноти было обнаружено в братской могиле на северо-востоке Венгрии, и опознано через полтора года по записной книжке со стихами, найденной в кармане его куртки. В этой книжке было записано и стихотворение, приведенное выше, которое так и называется - "Вынужденный марш".

 

Еще несколько стихотворений Миклоша Радноти:

And so will I wonder...?

I lived, but then in living I was feeble in life and
always knew that they would bury me here in the end,
that year piles upon year, clod on clod, stone on stone,
that the body swells and in the cool, maggot-
infested darkness, the naked bone will shiver.
That above, scuttling time is rummaging through my poems
and that I will sink deeper into the ground.
All this I knew. But tell me, the work--did that live on?

 

"Eclogue VII"

Without commas, one line touching the other
I write poems the way I live, in darkness,
blind, crossing the paper like a worm.
Flashlights, books -- the guards took everything.
There's no mail, only fog drifts over the barracks.

Subscribe

  • Греция 2.0 - Ханья

    Продолжаем использовать приоткрывшееся окно в мир (а точнее в Грецию). После выходных на Родосе мы решили на этот раз посетить остров Крит, и…

  • Сербия - любимые моменты

    Состоялось наше первое путешествие в пост-коронавирусную эпоху. Выбор был невелик - из Израиля выпускают примерно в три страны, и только одна из них…

  • Географический Флешмоб

    Подхватываю флешмоб о крайних точках на карте мира. Ранее видел у yarowind, a сегодня подхватил у sewa7 Север, Юг, Запад…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Греция 2.0 - Ханья

    Продолжаем использовать приоткрывшееся окно в мир (а точнее в Грецию). После выходных на Родосе мы решили на этот раз посетить остров Крит, и…

  • Сербия - любимые моменты

    Состоялось наше первое путешествие в пост-коронавирусную эпоху. Выбор был невелик - из Израиля выпускают примерно в три страны, и только одна из них…

  • Географический Флешмоб

    Подхватываю флешмоб о крайних точках на карте мира. Ранее видел у yarowind, a сегодня подхватил у sewa7 Север, Юг, Запад…